Философ Славой Жижек в своей статье
«Что может нам сказать Ленин о свободе сегодня» приводит интересные примеры идентификации религиозной группы, как нации, и самоидентификации личности:
«Наиболее показателен здесь случай с мусульманами как с этнической, а не просто религиозной группой в Боснии: в течение всей югославской истории Босния была пространством потенциальной напряженности и споров, местом, за господство над которым боролись сербы и хорваты. Проблема же была в том, что самой большой группой в Боснии были не православные сербы или хорваты-католики, а мусульмане, чье этническое происхождение - сербы они или хорваты - постоянно обсуждалось. (Такая роль Боснии даже стала идиомой: у всех народов бывшей Югославии выражение «Спокойно, как в Боснии!» было сигналом того, что угроза конфликта успешно снята). Чтобы избежать возможных (и реальных) конфликтов, коммунисты в 60-х сделали замечательное по своей простоте открытие: они объявили мусульман автохтонным этническим сообществом, а не просто религиозной группой, что позволило снять проблему идентификации их с сербами или хорватами. То, что поначалу было прагматической политической уловкой, со временем прижилось: мусульмане стали осознавать себя нацией (началось систематическое производство традиций). Однако даже сегодня сказывается такой выбор идентичности: во время войны в Боснии каждый, в конечном счете, был вынужден выбирать свою этническую идентичность. Когда милиция останавливала человека и угрожающе спрашивала его о том, кто же он на самом деле - серб или мусульманин, то вопрос этот относился не к унаследованной им этнической принадлежности, а к тому, чью сторону он занял в конфликте. (Скажем, кинорежиссер Эмир Кустурица, происходящий из смешанной сербско-мусульманской семьи, выбрал сербскую идентичность)».
Пример самоидентификации для меня весьма актуален, поскольку мои родители представляют два разных народа. Но я никогда не предпринимал попытку отказаться от одной этнической принадлежности в пользу другой (друзья мои в студенчестве шутили: «хорошо тебе, среди аварцев ты аварец, а среди кумыков - кумык»). Даже в начале девяностых, когда в моде был местечковый национализм и в Дагестане назревало этническое противостояние, я не принимал ничью сторону, зато горлопанов с обеих сторон критиковал и в прессе, и в бытовом общении. Поэтому решение Кустурицы я не одобряю. Когда такая известная личность отказывается от одной своей этнической идентичности, выпячивая вторую, это выглядит как провокация, как своего рода призыв: вот они какие плохие, даже я от них отрекаюсь, ату их!