В гостях у Беларусской Свободы

Oct 15, 2012 17:49


Спасибо моему беларусскому коллеге, талантливому журналисту и писателю Сяргею Шупе за приглашение посетить замечательное Café Europa
Под катом - начало русского текста моего интервью. Ответы на  вопросы личного характера я здесь не привожу.  И без них - «слишком много меня».



- Граница между Европой и Азией на Кавказе не совсем ясная. Географическая граница, как нас учили в школе, проходит по Кумо-Манычской впадине. Вместе с тем, Азербайджан, Армения и Грузия участвуют и в Евровидении, и в европейских футбольных кубках, а Северный Кавказ входит в европейскую часть Российской Федерации. Как эта граница ощущается в Дагестане? Вы где?

- Неподалеку от Махачкалы есть уникальный памятник природы - бархан Сары-Кум. Географы считают, что он распложен как раз на границе Азии и Европы. То есть - часть республики захватывает  небольшой участок азиатского пространства, а другая - большая ее часть - расположена в Европе. Сложнее ответить на вопрос кто мы, дагестанцы - европейцы, или азиаты? Я бы ответил так: ни те, ни другие, хотя менталитет кавказцев издревле формировался под влиянием самых разных культур.В этом и состоит его уникальность, его способность не только быстро усваивать плоды этих культур, но и самому становиться их составляющей. Среди них - и классик западноевропейского изобразительного искусства выпускник Мюнхенской Академии художеств, и первая на Северном Кавказе женщина-композитор выпускница Лейпцигской консерватории, и известные политики выпускники Сорбонны... Теперь повернемся на Восток. Многие этнические дагестанцы стали классиками турецкой литературы, их имена значатся в энциклопедических словарях не только этой страны, они вписаны  в историю литератур и других стран Ближнего Востока. Первая дагестанская поэма «Три имама» вышла из под пера моего сородича Мухаммада Сугури на арабском языке. Вот такой «мультикультурализм» в одной отдельно взятой области.

- Какое цивилизационное влияние оказало вхождение Дагестана в состав России? Стал ли Дагестан более «европейским»?

- Давайте вспомним выражение «Свет с Востока». Так вот, в первые годы Советской власти его перефразировали на «Свет из России» и сделали Пролеткультовской рубрикой. Безусловно, приобщение к русской культуре отчасти духовно обогатило дагестанцев. Я говорю «отчасти», потому что от самих русских людей долгие десятилетия скрывали лучшую часть их национального наследия, предлагая вместо него образчики эрзац-культуры. Приобщение к этой новой культуре было насильственным. Цинично уничтожалось древнее духовное наследие дагестанцев. Я застал людей, которые рассказывали мне, как на площадях принародно сжигали арабские мансускрипты. Эти костры и были поначалу тем самым «светом».

Дагестан стал «европейским», ровно в той степени, в какой сама Россия стала европейской. Если мы вспомним Достоевского, который говорил, «в Европе мы, русские были татарами, а в Азии и мы европейцы», боюсь, обобщения тут будут неуместными. Легче будет ответить на  вопрос, стал ли тот, или иной дагестанец - европейцем. Кто-то стал,  а кто-то остался, точнее - вернулся в лоно мусульманской культуры.

- Можно ли Россию в Дагестане воспринимать как некое «окно в Европу»? Если так - какие еще окна есть у Дагестана? Какие страны и народы занимают какое-то значимое место в дагестанском восприятии мира?

- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Добавлю лишь с оговоркой на нынешнюю политическую реальность: к сожалению, перед многими дагестанцами все чаще оказывается закрытым не только это окно, но и окно в саму Россию, где нас уже почти не считают своими гражданами, в то время, когда страны с развитой демократией предоставили более чем 100 тысячам северокавказцев убежище и кров над головой. Боюсь, что именно эти страны и занимают сегодня главное место в дагестанском воспрриятии мира.

Интервью

Previous post Next post
Up