Теория реинкарнации, являющаяся фундаментом многих верований, отвергается монотеистическими религиями. Между тем, многие их представители - как христиане, так и мусульмане - издавна пытались обосновать ее по-своему, опираясь на свои священные писания. К примеру, подвиг Святого Георгия, убивающего Змия, некоторые теологи преподносили, как победу Духа над Плотью и высвобождение из замкнутого круговорота бесконечных рождений и смертей, на которые обречена вечная душа, покуда она не очищена от грехов (образ Змия воплощает как-раз этот замкнутый круг). Судя по этой средневековой миниатюре, образ Святого Георгия был симпатичен и мусульманам-персам. Однако, попытайся мусульманин обосновать теорию реинкарнации - и он тотчас же будет причислен к еретикам (не стану приводить примеры, дам только ссылку на главу
«Ислам» интересного труда Стивена Розена «Реинкарнация в мировых религиях», там их достаточно). Рискуя заработать репутацию такого еретика, не могу, тем не менее, не обратить, в первую очередь - своего собственного внимания на следующие аяты суры 17 Священного Корана
«НОЧНОЙ ПЕРЕНОС» (АЛЬ ИСРА'):
49. «При этом они вопрошают: "Ужели, когда мы обратимся в кости и прах, мы воскреснем в новом творении?"
50. Отвечай: "Будете ли вы камнями, или железом,
51. или новым творением, которое вашим сердцам кажется великим [, непременно будете воскрешены]". И спросят они тогда: "Кто же нас возродит?" Отвечай: "Тот, кто сотворил вас в первый раз". Но они покачают головами [в знак неверия] и спросят: "Когда же [настанет] это?" Отвечай: "Быть может, наступит скоро...»
(Перевод М.-Н.Османова).
Тема победы Духа над Плотью - основополагающая и в самой суфийской духовной практике, и в суфийской поэзии. К примеру, в
этом рубайи Мавляны Джалалэддина Руми она звучит отчетливо.