Паломничество на Ахульго

Oct 16, 2008 07:47


Вчера небольшая группа ОМОН поднялась на гору Ахульго. Что они там делали - непонятно. На вопросы жителей близлежащего аула Ашильта они отвечали: "Мы пришли совершить зиярат" (паломничество). А когда ашильтинские старики объяснили им, что паломничество положено совершать не с оружием, а с Кораном в руках, ОМОНовцы посоветовали им заниматься своими делами.
Гора Ахульго - главная святыня Дагестана. Его героической обороне посвящены и научные исследования, и монументальные живописные полотна, и поэмы. Многие годы дагестанцы тайком совершали паломничество на Ахульго (о своем первом  - я писал тут). Но всегда находились и такие,  для которых эта память ничего не значила. Справа: фрагмент панорамы Франца Рубо "Штурм аула Ахульго" (изображение кликабельно). Долгие годы фрагменты этого полотна пылились в запасниках разных музеев. Более того, картину резали на куски и поверх них писали свои учебные натюрморты студенты Дагестанского художественного училища. Только в девяностые годы благодаря усилиям директора Музея изобразительных искусств Дагестана П.С. Гамзатовой  этот шедевр удалось полностью реставрировать.  (См. другие произведения Ф.Рубо).


Память о своих погибших на Ахульго, наравне с помнящими о своих предках дагестанцами, бережно хранят и русские. Этот снимок старого Ахульго взят с "Русского Фортификационного Сайта").


На сайте, у которого я позаимствовал изображение этой медали, даются описания и оценки событий на Ахульго. Это, так сказать, одна точка зрения. Но есть и другая. 


Военно-историческое исследование «Ахульго» впервые вышло в свет в 1938 году в Чехословакии. Тираж этого издания частично сгорел во время бомбардировки в годы Второй Мировой войны, а частично был конфискован советской военной комендатурой после поражения Германии. Автор исследования - Бахаудин Хурш (Хуршилов), политэмигрант,  полковник Генерального Штаба Войска Польского при маршале Пилсудском. В архивах многих стран сохранилось это исследование в переводе на польский язык, и западные исследователи ссылаются на эту версию. Я прихожусь внучатым племянником автору, и в нашем семейном архиве сохранился экземпляр этого исследования на русском языке. В 1996 году я переиздал эту книгу. Вот отрывок из его заключительной главы:

«Героическая оборона Ахульго всецело оправдала те жертвы, которые принесены были в ней с нашей стороны. Имам Шамиль доказал миру, что Северный Кавказ может бороться за свою независимость. Вместе с этим и русские убедились, что экспедиция в горы - это не прогулка, что каждый горный аул может быть обращен в ту же твердыню, как и Ахульго. Наконец, и северокавказцы убедились, что при известном напряжении, руководимые гением молодого Имама (Шамилю тогда был 41 год) они могут бороться с Россией.



О международном значении  защиты Ахульго свидетельствует английский военный писатель Джон Бэдли (John Baddeley), равно как и француз на русской службе Берже, отмечающие, что события на Ахульго громким эхом распространились по Европе, а имя Шамиля стало популярным в мировых политических кругах. Они же говорят, что тогдашний правитель Египта Мехмед-Али приказал выслать имаму дары, среди которых была замечательной выделки сабля, сохранившаяся и поныне. Ахульго было переломным моментом в борьбе горцев Северного Кавказа с царской Россией. С ним в тесной связи находится разгром царских войск в сороковых годах и все дальнейшие славные страницы истории Кавказской войны».

Полковник Ген.Штаба Б.Хурш. «Ахул-Гух» (Ахульго).

Северокавказское   Национальное издательство. Прага. 1938 г.

Урок Истории, Галерея

Previous post Next post
Up