Еврейский костюм. Окончание

May 06, 2024 17:28

Платье шилось дома, зажиточные люди могли заказывать платье у портнихи. Но пошив ограничивался правилами и предписаниями. Платье не должно было быть открытым, никаких декольте. Не должно шиться из роскошной ткани, Руководство кагалов регламентировало богатство платья, и даже запрещало роскошную отделку или ткани. Например, в середине XIX века А. Паперна писал: «Бобруйский хасидский раввин издал буллу, которою под страхом херима (херим или херем - проклятие, отлучение) воспретил местным еврейкам ношение кринолинов. Горе это еще усилилось завистью к соседкам и подругам миснагедского толка, для которых приказ ребе Гилеля не был обязателен и которые поэтому продолжали щеголять в своих кринолинах».

Самоцитата.




Платье замужней женщины из РЭМ.



Как видим, платье этой дамы идет вразрез с указаниями раввинов. Оно из дорогого шелка, передник вышит металлизированной нитью. Интересен крой платья. Рукава и лиф выкроены, как это делалось в 1840-е годы, со спущенной линией плеча, а вот юбка уже неширокая, как это было принято в 1880-е. Все это выдает самодеятельную портниху, которая привыкла шить «на глазок».
Вернемся на минуту к фотографии Леи Ароновой из предыдущего поста. Для сравнения - две фотографии белорусских крестьянок.





фотографии И. Сербова. 1912 год.
Не так ли повязывала платок г-жа Лея? Это еще раз доказывает заимствование местных традиций и манер.
Обратимся к мужской одежде.




Купец Изаксон из Могилёва, 1866. Фотограф: Селецкий А.В. Мужчина с кипой на голове одет в лапсердак, на ногах - кожаная обувь. Кипа символизирует скромность и смирение, а также благоговение перед Богом. У еврейских мужчин был популярен лапсердак - верхняя двубортная одежда, отрезная в талии, на подкладке, с длинными полами, достигавшими середины икры или щиколотки. (Текст с сайта РЭМ)

О том, что лапсердак по форме в точности повторял форму редингота первой четверти XVIII века, я уже не раз писала. По сути это и был редингот. Но под лапсердаком подразумевался не только редингот, но и самосшитый халат -бекеша.




В РЭМе этот вид одежды именуется кафтаном. Ну, они этнографы, им видней.
Ткань: ластик; ткань: бархат; ткань: коленкор.
Размер: Дл. - 139,0; шир. - 46,0; дл. рук. - 65,0




Кафтан, XlX век. Ткань: коленкор; ткань: ластик
Размер: Дл. - 139,0; шир. - 42,0; дл. рук. - 69,0




Сапоги из кожи.
Но в праздничные дни надевались туфли и белые чулки.




Брюки из шерстяной ткани, 1907 г. Собиратель: Хазова Нина Михайловна Максимова И. И.
Размер: Дл. - 100,0; шир. штанины - 24,0

Брюки заправлялись в сапоги или же были чуть ниже колен. Что снова нас относит к европейским кюлотам середины XVlll века.




На юноше надеты рубаха, малый талит, жилет, брюки, заправленные в кожаные сапоги. На голове - ермолка. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, в течение всего дня носили кипу (поверх нее надевали ермолку) и малый талит (талит катан). Последний могли носить как под рубахой, так и поверх, но в этом случае тогда обязательно надевали либо пиджак, либо жилет. Согласно мицве (заповеди) на человеке должна быть обязательно одежда с 4 краями и кистями цицит как символ души человека, его связи со Всевышним. Ношение малого талита свидетельствовало о том, что человек чтит священные заповеди не только во время молитвы, но и в течение всего дня.

Одежда юноши практически ничем, кроме талита, не отличается от мужской одежды местного населения. В качестве примера - литография И.С. Щедровского



Сцены из русского быта. Чтец на набережной и торговец лимонадом. Литография. 1845

Хотя одежда на юноше относится к концу XlX, а рисунки Щедровского сделаны на 40 лет раньше, но в еврейском костюме столь сильное запоздание не только вполне закономерно, но и оправдано. Об этом я тоже уже писала.




Реконструкция одежды.




И напоследок - картуз.




Картуз из г. Могилев, 1880-1908 гг.
Собиратель: Миллер Александр Александрович
Ткань: бархат; ткань: абровая: атлас; специфические материалы: клеенка
Размер: Диам. по околышу - 19,0; выс. околыша - 5,5; диам. тульи - 24,0

Сравним с фуражками белорусских крестьян на фото



фотография И. Сербова. 1912 год.

Отличие только в материале, у крестьян фуражки из сукна и кожаные козырьки.




Фассоны фуражек из каталога «Мюр и Мерилиз» от 1912 года.

Т.е. фасон общепринятый.Только сшита фуражка из бархата, а не из сукна.
И еще, если сравнивать с народным костюмом украинцев или белорусов, то чисто внешне в этих костюмах прослеживаются более архаичные формы одежды. Еврейский костюм скорее принадлежит к западноевропейской костюмной группе и в основном опирается на светскую одежду XVII-XVIII веков. За исключением чисто религиозных элементов одежды (талит у мужчин или парик у замужних женщин). Утрата архаичных основ костюма и заимствование фасонов, элементов одежды, способов её ношения у местного населения обусловлено двумя тысячелетиями жизни в изгнании.

история костюма, еврейский костюм

Previous post Next post
Up