Еврейский костюм. По материалам этнографического музея

May 05, 2024 16:47

Конечно, с одной стороны приятно, что на весь русскоязычный интернет сведения о еврейском костюме - только мои. Но хотелось бы еще что-то новое обнаружить. Но раз нету, придется снова самой. Итак, о еврейском костюме. Или, скорее, об одежде евреев, что проживали на територии Российской империи. По материалам этнографического музея (РЭМ).




Лея Аронова 1866. Фотограф: Селецкий А.В. , Могилевская губерния

Лея Аронова одета в платье с передником, на шее - повязанный платок, на голове - «тихль» или «митпахат» (повязанный особым способом большой платок или покрывало).
Согласно еврейской традиции, образ женщины - цниут - должен отражать скромность и смирение: в одежде, мыслях, поведении и разговоре. Главная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывала покрывать голову. Замужние женщины повязывали голову большим платком - «тихль». Помимо большого платка, женщины носили парик-повязку, который надевали на коротко стриженную или бритую голову. Поверх платья или юбки обычно надевали передник, который женщина обязательно должна была носить и на улице. Длина передника обычно доходила до подола юбки.
Это пояснительный текст с сайта музея. Который поясняет традиции, предписания, но никак не костюм.
На женщине жилетка, почти такая







Ткань: шелк; ткань: коленкор; ткань: позумент; металл
Размер: Дл. - 35,0; шир. в плечах - 32,0

Жилет входили в народный костюм народов Западной Европы, и белорусский, украинский (кирсетка, безрукавка), польский, немецкий. Т.е. традиция ношения жилетки тянется оттуда. Обратим внимание на юбку у г-жи Леи. Юбка у неё стеганая. Такая же стеганая юбка и на другой фотографии.



Дина Давидовна Шапиро. 1866. Фотограф Селецкий.

Подобные стеганные юбки были весьма распространены в Европе XVlll века.
А вот и пример






Обе юбки хранятся в Метрополитен -Музее. Третья четверть XVlll века.
Вещь тяжелая, но удобная, теплая. Что при отсутствии белья было немаловажно. Ни для кого не секрет, что часто в деревнях и местечках традиции носить панталоны не было, как не было в наличии и самого искомого предмета. Кстати, традиция тоже тянется из XVlll века.




Юбка, Могилевск. Губ. ситец; металл
Размер: Дл. - 94,0; шир. - 107,0

Хотя могла быть обычная ситцевая юбка. Как эта из этнографического музея. Ничего специально еврейского в ней нет. Такие юбки носили все крестьянки не зависимо от вероисповедания. Но ежели она числится в музее этнографии как еврейская, то ок. Пусть будет.




Передник, вещь обязательная. В некотором смысле - защитная. Также входил в народный костюм многих европейских народов.
Платок на шее относит нас к народному костюму Баварии. Традиция идет оттуда.



Из F.J. Lipowski „Sammlung Bayerischer National-Kostüme“. Литография, ок. 1830.
"Посаженная мать и крестьянка, в праздничной одежде» Gotteszell, Бавария.

Вот он, платочек на шее, только заправленный под жилет-корсет.
В одежде польских евреек был такой декоративный элемент, как брусттух (или брустстихл)




Из издания «Польские евреи» (Les Israélites de Pologne) Leon Hollaenderski, 1846.







Пара брустстихл, Западная Украина, 1800-1900 гг.
Из коллекции Раппопорта (Ан-ский) Шлойме-Занвл (Семен)
Материал: картон (серебристый); ткань: лён; ткань: бархат; нити: металлические. Размер: 41,0 х 8,5.




А происхождение этого предмета относит нас к светской моде XVlll века, к стомаку. Как пишет Вики, стомак -это: декоративная вставка для корсажа, часть европейского женского платья преимущественно XVII-XVIII веков. Стомаки наиболее характерны для моды Галантного века, но встречались и раньше, и позже, вплоть до XX века.
Как известно, вплоть до второго раздела Речи посполитой в 1793 году, Западноукраинские земли принадлежали Польше. После чего отошли к Российской империи. Но принципы одежды сохранялись. И польские еврейки продолжали носить стомак.



Вот, пожалуйста. Robe à l'Anglaise, Robe à la Française, Robe à la Polonaise. 1772.



Jean Ranc. Portrait of Barbara of Portugal (1711-1758)

Казалось бы, какое отношение Барбара Португальская имееет к еврейскому костюму, а вот самое непосредственное. У нее платье со стомаком.

Или вот


Питер Саутман. Портрет женщины, ок. 1630



Александр Рослин. Портрет леди, 1753. Национальный музей Стокгольм.

Зачем нужел был стомак? Это конструктивный элемент платья, соединял левую и правую стороны, крепился крючками. Ну и декоративная функция, естественно.

Продолжение следует.

история костюма

Previous post Next post
Up