Известно, что мужская одежда изменялась несколько медленнее, чем женская, и всегда была несколько консервативнее. Но тем не менее. В прошлом посте я упомянула Рындинский «Русский костюм». Одной из ошибок там -это соединение одежды 1870-х и 1890-х в один период. Попросту: 1870-е -это одно, в 1880-е мода изменилась, 1890-е -уже другое. По-хорошему это надо бы делить на два, а то и три костюмных периода. Но поскольку мое эссе не претендует на глубокое костюмное исследование, то здесь я могу себе позволить озвучить лишь некоторые наблюдения.
Итак, верхняя мужская одежда. Прежде всего, следует сказать, что в XlX веке мужчины так же, как и женщины носили корсет. Не все, но модники -непременно. Тогда они могли себе позволить верхнюю одежду приталенного силуэта.
Раскрашенная гравюра von Friedrich Neubauer (17678-1828). 1825 год.
Подобная мода продержалась до начала 1840-х.
Petit Courrier des Dames. 1841.
Здесь джентльмены одеты в сюртуки, что сильно приталены. Слева дяденька во фраке. Рукава узкие, полы отрезные и расклешены, что позволяло скрыть складки на брюках у талии.
Английская мода 1830-х
Жан-Доменик Энгр. Портрет Алексиса Рене Ле Го. 1834.
Здесь этот узкий сюртук изображен очень точно. Узкий рукав, чуть пропосаженный по окату, рукав столь узок, что манжет постоянно расстегнут, иначе двигать рукой было бы затруднительно.
Франц Крюгер. Портрет Амалии и Пауля Тальони. Ок. 1839.
Но уже в 1860-е годы силуэт мужской верхней одежды расширяется, становится более комфортным. Смотрим на картинки из журналов мод.
Апрель 1863 года.
Сюртук выпрямляется, талия практически исчезает. Брюки становятся широкие и напоминают слоновьи ноги. Так эти брюки и назывались.
L’Observateur des Modes.April, 1863.
Именно в это время появляется мода на сюртук и брюки из одно ткани, что является прообразом пиджачного костюма. Но жилет при этом шьется из другой ткани. Впрочем, сочетание это в жизни ещё очень и очень редко. Потому Сюртук шьют из одной ткани, брюки из другой, жилет из третьей. Это нормально, и возражений не вызывет.
Вот как выглядит силуэт 1860-х на фотографии.
Норвежский бизнесмен и филантроп Торнвальд Майер. Фотограф Disdéri, André-Adolphe-Eugène, 1860-е.
Сюртук его достаточно длинный, отрезной в талии, двубортный. И еще немаловажная деталь- брюки уже имеют боковые карманы.
Le Follet, Courrier des Salons,Paris, Bibliothèque Nationale. 1850
Расширение силуэта происходит постепенно. На картинке от 1850 года мы видим тот же силуэт, что и в сороковых, но уже более мягкий. Рукава более свободны, юбка сюртука уже не столь клешная.
Следует отметить, что мужская одежда ориентируется на анлийские образцы, а вовсе не на французские, как женская. Потому она более консервативна, строга и не подвержена столь быстрым изменениям.
Торвальд Майер. Фото Клауса Петера Кнудсена. 1870-е.
The New York Monthly, 1880.
В 1880е широкие брюки ещё носят, силуэт сохраняется полуприлегающий. Талия у мужчин уже не акцентируется.
Тот же силуэт сюртука в жизни. Фото из моего архива.
В 1880-е входят в моду сюртуки с маленькими отворотами.
Amerikan Fashions. 1882
В 1880-е появляется специальный наряд для визитов -визитка, укороченный сюртук (почти пиджак), но со скругленными полами. Здесь мы такой и видим. Даже два. Справа дженльмен в сюртуке.
Продолжение следует.