Если в Европе и можно было щеголять в одном сюртуке или же фраке, то в России никак. Климат не позволяет. Зимой нужна была шуба или пальто.
Мода из Нью-Йорка. 1890-е.
В конце XlX века США занимают прочную позицию в мире моды. Джентльмены носят прямой или полуприлегающий покрой верхней одежды.
Фото Яковлева, Кронштадт.
И отечественных дженльменов не отличить от западных.
Страница из каталога John Wanamaker, Philadelphia, 1896.
1905-1906, Plate 012, Metropoliten Museum. Классический сюртук.
Не следует забывать, что именно в это время была гигантская волна массовой эмиграции из Российской империи, из Европы. Ехали не только бедняки за лучшей долей, но и крепкие ремесленники, портные, закройщики, которые открывали поначалу маленький магазинчик, который с годами выростал до Дома моды, как например Кельвин Кляйн или Ральф Лорен.
1906-1907. Metropoliten Museum.
Пальто были достаточно длинные, закрывали колени. Если в 1880-е плечи были покатые, то к 1900 годы линия плеч выпрямляется.
Фотограф О. Райзенер, СПБ. Легкое пальто. 1890-е
Фотограф М.А. Мищенко, Иваново.
Джентльмены в зимних пальто с каракулевыми воротниками. Каракуль прочно занимает место «мужского меха». Пальто шились из шерстяного или полушерстяного сукна, подбивались ватой.
Нельзя не остановится на столь модном варианте верхней одежды, как плащ- или пальто-крылатка.
Вот она на модном листе 1903 года.
Крылатки были популярны еще в конце XVlll века. Как пишет Кирсанова: « Крыла́тка - мужское безрукавное пальто из сукна или драпа с длинной пелериной и прорезями для рук. Название происходит по ассоциации формы пелерины с птичьим крылом. Пелерин на крылатке могло быть несколько. Крылатка появилась в России по аналогии с европейским мужским пальто макферлейн и обнаруживала большое сходство с фасоном «николаевской шинели», за единственным исключением - отсутствием рукавов. В рассказе А. П. Чехова «Тайный советник» учитель был одет в парадную крылатку с рукавами. Крылатка пользовалась успехом в студенческой среде того времени благодаря своей практичности и удобству: под неё можно было надеть много тёплых вещей».
1790 год. Каррик.
В Европе крылатка носила название «каррик».
гравюра 1811 года.
Жан-Доменик Энгр. Портрет мистера Фореста, где вышеозначенный господин изображен в крылатке модной в 1823 году.
Существовал еще один вариант мужской одежды - тальма - широкий плащ без рукавов с прорезями для рук. Названа по имени актера Франсуа Жозефа Тальмы.
Жан Доменик Энгр. Портрет Лебланка, 1823 г.
Это тоже тальма. Но уже 1908 года.
1910 год.
Но в ХХ веке тальма уже кажется неудобной и используется в быту всё реже и реже. Хотя в каталоге «Мюр и Мерилиз за 1912 год, ещё можно увидеть тальму. Называется она уже «пелерина морская» (старое название прочно забыто, да и то, прошло почти 90 лет). Шьют её из чёрного шевиота, а также цвета маренго и коричневого, стоимостью от 18 до 25 руб. Вещь дорогая, но малоудобная. Зато из прорезиненной ткани эта же модель стоила от 25 до 35 руб.
Суровые зимы требовали ношения шуб. Шубы были нагольные и крытые. Крытая -шуба из меха, покрытая тканью. Как правило, выглядела как зимнее пальто. Нагольная шуба тканью не покрывалась и была просто из меха. Как правило из овчины. Выражение «нагольный тулуп» слышали многие. Это оно и есть.
Фотограф Н. Дорофеев, СПб.
На всех трех фотографиях мужчины в крытых шубах.
Фотография Ю. Гроссмана, Нижний Новогород.
И эти роскошные купцы -тоже в крытых шубах. Здесь уже шубы -не только защита от холода, но и статусная вещь. Показывает достаток носившего.
Фотограф П. Малевский. Иркутск.
Ну, Иркутск -это не Нижний, тут уже не до статусных демонстраций. Шуба у джентльмена - нагольная.
Фотограф Ю. Ержинский, Томск.
Равно, как и у этого джентльмена.
Различные исторические события основательно затормозили развитие мужской моды в Советском Союзе. Мужские пальто из драпа или сукна весьма популярны были ещё в 1970-е, особенно среди мужчин пожилого возраста. И если сказать правду, то в российском климате драп, не пробиваемый никакими ветрами, на ватной подкладке даст фору любым синтетическим материалам. Хотя, конечно, это дело вкуса.
Все фотографии, приведенные в этом посте, из коллекции Сергея Максимишина. (Низкий поклон ему и благодарность).