Огород профессионального горожанина

Jul 15, 2023 00:07


Фотографий у меня сегодня нет. Совсем нет. Из-за собственной лопоухости. Сделал я несколько снимков в течение дня. Вечером прогулял пёсика, накормил хищников, сел за компушку... Ай-яй-яй! В фотике не было карты памяти! Второй раз уже у меня так. Впрочем, можно сказать: всего второй. Я ведь уже пятый год переставляю карту памяти из фотика в ноутбук и обратно (! и она ещё не сломалась), в то время, как добрые и недобрые люди имеют кабель от фотика на USB.

Но Солнце ещё не село! Я успел. И в качестве украшения поста вам будет предложен очередной закат. Сегодня закат был выразительный.



===

Родился я в Грузии, но с семимесячного возраста жил в центре города окнами на главный проспект. При этом дом наш не был элитным, это был дом, построенный Минским Тракторным заводом для своих рабочих. Дом был большой, 8-этажный, с умеренной лепниной того времени (! центр). Вокруг были развалины, но проспект был широкий, асфальтированный. Отец рассказывал, что когда утверждали архитектурный план строительства Минска, тогдашний и.о. великого князя всея Белоруссии Пономаренко удивился, почему такой узкий главный проспект (им. Сталина, конечно). Ему ответили, что расчёт выполнен на перспективу развития города в течение 20 лет. Пономаренко возмутился: "Но город же будет жить и через 20 лет! Нам что, ломать тогда дома?! Какой ширины Невский проспект?" - Ему сказали, что 64 метра - "Вот и мы сделаем 64 метра. Если сделаем больше, будут завидовать, а мы сделаем столько же!".



Раз уж я отвлёкся на историю, расскажу и ещё один случай с Пономаренко (хотя иные пишут, что это был Машеров, но если это был не Пономаренко, то Мазуров, а не Машеров). После войны в полностью разрушенном Минске чудом остался цел Дом правительства - очень большое здание классической индустриально-административной архитектуры. А рядом, тоже чудом, остался цел костёл красного кирпича, причём колокольня была выше Дома правительства. Нашлись желающие костёл снести. Мотивировка: он не имеет исторической и художественной ценности. Исторически ему действительно не было ещё 50 лет, а художественно... оригинальным архитектурным шедевром не был, но большой, красивый и аккуратный. Нашлись и защитники. Вопрос решали на заседании Президиума Верховного Совета и ЦК КП БССР. Выслушав доклады, Пономаренко (возможно, Мазуров) сказал: "Я не знаток архитектуры, но мне он кажется красивым. То, что ему 50 лет - так через 50 лет ему будет 100 лет, а потом и больше. А то, что он выше Дома правительства, выше власти - так мы с другой стороны построим университет, и он будет ещё выше. Пусть самым высоким в городе будет наука!". Стоит сейчас костёл, стоит и Дом правительства, стоит и памятник Ленину перед домом правительства, стоит главный корпус Белгосуниверситета напротив, стоит и Педагогический университет, который сделали ещё выше, выше всех.

---

Опять я уклонился, а осталось до полночи полчаса.

Я хотел написать (и начал), что жил всё время в большом городе. Родственников в деревне у меня не было. В Минске это очень редкий случай. У всех моих университетских товарищей и сотрудников по работе были родственники в деревне, все ездили к бабушкам и знали, что такое огород и хлев.

Ну, вы, наверное, догадались, что палку я перегнул. Конечно, на самом деле не все. Во-первых, в университете было много евреев (хотя евреи из деревни в Белоруссии тоже не редкость), во-вторых, были дети приезжих инженеров и рабочих из России.

Во студентах я ездил на картошку, но это ведь не огород, не выращивание. Это - сбор урожая, причём специфического. Да и там я старался попасть на ток. Конкурентов у меня обычно не было, так как это считалось более тяжёлой работой, чем стоять раком на поле.

===

Без 10 минут полночь. Опять обрываюсь, почти ничего не сказав. Вот вам второй снимок того же заката.



-

история, Минск

Previous post Next post
Up