Мрачное воспоминание

Nov 22, 2022 14:46


Восстановил я свой фотоархив и хотел выполнить два обещания, которые дал раньше: хотел найти фото светильников в домике на болоте и фото нашего старого рыжего кота, лауреата выставок (только фото кота - чёрно-белые, не цветные). Но там, в архиве, вперемешку с фотографиями хранятся тексты. Мне попалась старая статья про белорусскую журналистку, которая приобрела (якобы) популярность в Германии, а завоёвывала её тем, что на улицах угощала прохожих водкой с солёными огурцами. Соблюла, так сказать, стереотип.

Я не стал хихикать над этой статьёй, потому что хорошо помню (а уж больше 50 лет прошло), как у меня рухнул сложившийся стереотип. Конечно, на протяжении жизни мне не один раз случалось менять мнение о каком-либо человеке, но тот случай был очень впечатляющий и из-за личности человека, и из-за обстоятельств, в которых это происходило.

Экземпляр я крепкий, природой не обижен. На руках, на плечах, на шее всю жизнь кого-то таскал. В 11 лет я впервые взял на руки свою новорождённую племянницу и с тех пор регулярно таскал то на руках, то на шее и девочек, и мальчиков, и девочек постарше. Приходилось носить на руках и раненых (к счастью, всего два раза), и покойников. Первым покойником, которого я нёс, был столяр нашего НИИ Иван Иванович Смирнов.

Я был молодым специалистом и поэтому был делегирован администрацией НИИ на его похороны. Моей обязанностью было нести гроб, а потом обязательно быть на поминках.



До этого я столкнулся в институте со столяром всего один раз. Я принёс ему чинить несколько стульев из нашей лаборатории. Он сказал, что нужен клей БФ, большой пузырёк, а у него нет. Клей БФ стоил тогда недорого, я тут же пошёл, купил и принёс ему большой пузырёк. Но столяр не стал клеить им стулья. Пока я ходил, он уже подогрел столярный клей и стулья заклеил. А мой БФ он вылил в банку, насыпал туда опилок и стал помешивать палочкой. Потом вынул из банки ком. На дне осталось с четверть стакана мутной дурно пахнущей жижи. Эту муть столяр залпом выпил и занюхал коркой хлеба, которую достал из ящика стола. Меня это более чем впечатлило. Ведь мог бы попросить бутылку! Так нет же, клей ему был нужен.

Умер столяр где-то через месяц после этого. Умер не от отравления алкоголем. У него был рак желудка в 52 года.

Мы выносили гроб. Жил столяр в хрущёбе, построенной в самый разгар деятельности нашего Никиты Сергеевича. Гроб не проходил через лестничные площадки. Нам приходилось его наклонять почти стоймя, чтобы развернуться. Я нёс гроб первый раз, и остальные ребята, наверное, тоже. Привязать покойника мы не догадались. В общем, мы его вывернули. О подробностях умолчу. Одного, особо нервного парня отправили домой, остальные сумели привести всё в порядок и вынесли из подъезда нормально.

Дальше всё было прилично. На кладбище был митинг, на котором я узнал, что покойный столяр - кавалер двух орденов Славы, и имел медаль "За отвагу", которая просто так не давалась.

Но это ещё не всё. Сложившийся у меня стереотип пьянчуги-столяра окончательно разрушился в тот же день позже, на поминках. Там ко мне подсел поить меня водкой брат покойного и рассказал примерно следующее (я хорошо его помню и представляю):

"- Ванька в Минск из-за соседки уехал. Нас пять братьев. Все воевали и все вернулись. Ванька - тот всю войну воевал, когда война началась, он уже в армии был, а нас четверых потом призвали. Так Ванька даже ранен ни разу не был, а ведь разведчик! Так вот вернулись мы все вместе, не в один день, конечно, но в одно лето. А у соседки всего один сын был, так того убили. Не мы же убили! А соседка на нас взъелась. Забор высокий поставила, и кроме ругани от неё ничего не слышно. Мы ей помогать по хозяйству пытались. Куда там! Только ругается. Мы ж ответить не можем, хотя вроде бы нам стыдиться нечего.  Ну, Ванька говорит: не могу я её видеть, уеду. И уехал".

- А почему в Минск? По разговору видно, что вы из России...

"- Он говорил, что девушке одной обещал вернуться, когда отступали. Найти он её не нашёл, но здесь остался..."

Вот таков, значит, на самом деле был наш столяр, которого я видел только с банкой вонючего клея.

история, воспоминание, люди, СССР

Previous post Next post
Up