Мордендат

Apr 10, 2024 01:41


Фразу "... ничто человеческое мне не чуждо" я слышал неоднократно с самого детства. Думаю, свою популярность она получила в СССР из-за того, что это был ответ Маркса на один из вопросов анкеты. Очень долго я понимал эту фразу неправильно, возможно, многие тоже неправильно её понимают, но Маркса сейчас поминают мало.

Я понимал её как обоснование того, что у произносившего её есть какие-то черты характера иди какие-то действия, которые не одобряются обществом, хотя и существуют в нём.

Ан нет! В первоисточнике фраза была оправданием того, что произнесший её суёт нос в чужие дела. Я, мол, человек, а потому дела других человеков мне интересны.

Ну что тут сказать... Совать свой нос может и действительно нехорошо, но ведь люди - самое интересное, что нам встречается, хотя ой, как не самое приятное! Моя сотрудница, совсем не претендующая на роль мыслителя, огорошила меня однажды. У неё была вредная кошка (я подозреваю, что с кошкой просто мало общались, ей было одиноко и скучно). После какого-то кошачьего выверта сотрудница сказала в сердцах: "Ну что за вредный зверь кошка! Хуже обезьяны!" - "А откуда вы знаете про обезьян?",- спрашиваю. "По людям сужу!"



Был у меня лет десять соседом по площадке интересный человек, мой ровесник. Звали его Лёва, был он медик, но не еврей. Они с женой образовали какую-то нетипичную (а может, я ошибаюсь) пару. С поверхностной точки зрения если смотреть с его стороны, то первый вопрос: как его угораздило? А если с её стороны - то как это её угораздило? Жили хорошо (внешне).

Жена преподавала в музыкальной школе, а потом шла по частным урокам. При этом она ещё подрабатывала шитьём. Дом тоже был на ней и дети тоже. Она меня однажды попросила забрать дочь из детского садика, так там на меня набросилась воспитательница: так это вы отец?! - Нет, сосед. - И понимающий вздох. Казалось бы - широкий круг интересов. Но с ней совершенно не о чем было говорить: она не интересовалась ничем и ничего не знала. Никаких развлечений, никаких разговоров, никаких встреч. Всегда она или на уроке, или шьёт, или моет пол.

Лёва работал в НИИ. Подработок не имел, заработок имел небольшой, тратил его на себя целиком. Альбомы художников, редкие книги, посещение всех вернисажей и премьер, закрытые сеансы в киноклубе, модные пластинки - всё было у Лёвы. Весь день он тратил на разыскивание модных редкостей. В его активной жизни жена не участвовала вовсе. И это как-то устраивало обоих. С Лёвой можно было говорить на любую тему: он был в курсе всех новых течений во всех видах искусства. Свои многочисленные редкие и модные книги он не читал (я в этом убедился), но он их пролистывал и знал отзывы на них.

Вот с такой парой я соседствовал. Лёва часто обращался ко мне с просьбой перевести статью, обычно по медицине. Но и я часто обращался к нему, когда надо было найти материал. А так, о жизни, мы оба предпочитали не говорить, потому что Лёва был убеждённый, хоть и скрытый, диссидент. Я заходил к нему пить кофе: он умел его хорошо варить. Пирогов я тогда ещё не пёк.

Однажды я услышал его отзыв обо мне. Первая часть меня не удивила нисколько: он выразил сожаление, что я, разбираясь в вычислительных машинах, не понимаю величия экономики США и плохо к ним отношусь. А дальше он высказался, что больше всего меня уважает за то, что я свободно говорю по-английски.

В пору было обидеться. И не только потому, что я не считал, что это - моё главное достоинство, а ещё и потому, что я вовсе не говорил свободно по-английски. Я с листа мог переводить технические тексты, но разговорный язык - совсем другое дело! Лёва этого, оказывается, не понимал, самому ему иностранные языки плохо давались.

Сейчас я задумался над тем, как Лёва и Перестройка встретили друг друга. Ничего не могу предположить, а данных - никаких:  с 1984 я Лёву не видел и ничего о нём не слышал.

===

Что такое "мордендат"? Это то, из-за чего я вспомнил Лёву и его восхищение тем, чего у меня нет. Это про разговорный английский.

У меня были студенты-африканцы. Разговорный английский они знали лучше меня. Мне всегда удавалось, однако, выразить свои мысли, чтобы они поняли. А наоборот - ой, не всегда. Но здесь ещё примешивалась дикция. В разговоре с одним негром после того, как он раз в шестой употребил непонятное мне слово "мордендат", я догадался, что он хочет сказать "more than that".

воспоминание, люди

Previous post Next post
Up