За мной должок. Вчера я оборвал пост, едва назвав фамилию Беляева. Но ещё раньше я обругал г. Снопкова и не разъяснил, за что.
В НИИ мой отдел(ьчик) занимался информационным обслуживанием руководства Министерства экономики (бывший Госплан). Назывался он при этом "Отдел экономико-правового регулирования", что не совсем было липой, так как до 2006 именно мы поддерживали базу данных правовых актов по экономике, потом базу передали вновь созданной коммерческой конторе. Конечно, сами мы акты экономического регулирования не писали, а только упорядочивали и подбирали по запросам. То есть, со всеми министрами экономики, что обитали у нас с 1991 по 2016 год, а также с большинством их заместителей я был знаком по конкретной работе и видел, кто чего стоит. Все они были хорошими специалистами в своей области (некоторые - очень хорошими) и в большинстве - порядочными людьми.
И вот в 2010 году появился министр Снопков. И сразу - перл. Он задумал данные о выполнении основных показателей и о состоянии отраслей собирать через Интернет и заказал отделу, обслуживающему компьютерную сеть министерства, установить систему автоматического сбора данных по тематике. Такие системы существовали и использовались для изучения общественного мнения, для пиара, для рекламы, для анализа рынка… Но использовать эти данные для планирования нельзя: ибо как узнать, правильные они, ложные или намеренно ложные? Как узнать, что есть где-то и другие данные, которые не выложили или не пожелали выложить в Интернет? И самое смешное, что в Интернет эти данные от нас же и шли. То есть, другие министерства выложат их в Интернет, СМИ их подправят, а мы возьмём вариант, подправленный СМИйцами (а если ЦРУ?). Уму непостижимо, как с таким инфантилизмом можно быть министром. Кто посоветовал нашему Кормчему поставить этого балабона?
Дальше были и другие идеи на таком же уровне. Правил он министерством пять лет. В министерстве дураки, конечно, были, но на уровне начальников отдела и выше - не удерживались. Министерство приспособилось. Снопков трепался на пресс-конференциях и встречах с делегациями, а министерство работало само. Иногда его высмеивали в СМИ, например, когда он не смог назвать цену хлеба, сказал, что еду покупает жена.
---
Вообще, часто бывает, когда одна фраза или даже одно слово сразу говорит об уровне специалиста. Про 13-й (или 16-й) удар часов я уже писал. Вспомним Славного Мишечку (Горбачёва недоброй памяти). Первые выступления его были вполне разумные. Подозревать, что он в экономике не пялит, я начал только когда он запустил такую фразу: «Мы проведём реформы, чтобы привести в соответствие производительные силы и производственные отношения раз и навсегда!». В здравом уме и твёрдой памяти экономист сказать такое не может.
Но самый яркий такой случай был со мной, когда моя племянница пошла в школу. Я проверял её задание по математике и вижу пример: 7 - 9 = 0. Это как? А она говорит: "Нас так учила учительница, она говорит, что получается даже не ноль, а переноль". Вотр маман! А ведь перестройки тогда ещё не было, эта учительница наверняка окончила нормальный советский ВУЗ. У меня один раз тоже была подобная учительница, но она ВУЗ не кончала. Дело было в 1955 году, я учился во втором классе. Школа была перенаселена, в классе было 44 ученика, а классов было до "ж". Заболела наша учительница. Её замещала студентку ВУЗа. И вот она уверяла нас, что писать надо "зАвут", потому что проверяется словом "звать". О! Но у меня отложилось слово "переноль", а не погрешность молодой девчонки.
Переноль Снопков всё ещё у власти.
===
А про Беляева мне писать расхотелось. Я его фантастику люблю, не такая уж она наивная. Политизирована очень - это да, но есть и поэтичные романы: "Ариэль", "Последний человек Атлантиды"... В "Атлантиде" в детстве меня коробил диалог:
- Государь, жрецы хотели бы как прежде получать 1/10 дохода.
- Довольно с вас будет и 1/5.
Тот случай, когда редактору следовало исправить ошибку даже не спрашивая разрешения автора.
Просто котик.