церковно-соборное

May 01, 2013 22:29

- Казанский собор - я не помню, что было 6 лет назад. Сейчас я могу сказать, что такую эпичную, пафосную и, пожалуй, красивую штуку, заполнили какой-то невероятной мерзостью. Такое впечатление, что там кто-то подселился, и этот кто-то во всех размах жрет. Может я было уставшее, но я оттуда сбежала. Впрочем, рисуется и второе объяснение - я стала совсем ведьмой и меня можно отгонять крестом - хотя у католикосов мне совершенно комфортно.

- Спас-на-Крови. Совершенно неприличная цена за вход, для начала, но я прохожу бесплатно, и это - единственное утешение. При попадании туда, смотреть надо вниз, на пол - это вполне себе красиво и даже местами напоминает что-то из Флоренции. Касательно же знаменитых мозаик, которыми украшено все вокруг...
Описать это можно только через сравнение с раздаточным материалом, который выдает мессионерствующие иеговисты. Наверняка, ко всем подходили и давали такие хорошенькие буклетики - с яркими красками, на тонкой белой бумаге и приличной полиграфией. Среди текста на буклетиках "Сторожевой башни" всегда есть яркие гламурные картинки - люди в раю, счастливые дети, агнцы божьи и наказанные козлища. Так вот, мозаики храма, почти поголовно, выполнены именно в этой стилистике - невыразимо сладкие, яркие, гламурные, сахарно-припудренные. Румяные холеные апостолы. Страшно собой довольный благостный Христос, крепкая деваха Мария, такая же непрошибающе глянцевая, как и все остальное. И эти цвета, боже, этот пошлый дешевый голубой, этот сладенький красный... Энергетически сам храм стерилен абсолютно, но его внутреннее убранство - это пароксизм пошлости. Из этого пиршества для быдла только мозаики по эскизам Нестерова выпадают. Казалось бы - тысяча лет христианства. Две с половиной тысячи лет развития европейского искусства. В двух минутах ходьбы - Русский, блин, музей - да посмотрите же вокруг! Но нет. Люди с полным отсутствием вкуса, добравшиеся до ресурсов, профанируют саму идею христианского искусства так, так не снилась никаким атеистам с иконоборцами. Там, где мы должны увидеть триумф духа, прохождение высшего через мир дольнего, его одухотворение, вот этот триумф воли над низкой физикой - мы видим откормленных, невыносимо собою довольных людей. Там, где должно раскрываться искание, выбор, прорыв - нам показывают лишь укорененность в стерильном мире благости, в котором все всем давно ясно. Уже сам факт, что бог такое допускает, совершенно однозначно свидетельствует о его отсутствии.

Питер, места

Previous post Next post
Up