Продолжаю рассказывать о женщинах в искусстве, которые в своё время изменили его либо привнесли нечто новое.
И сегодня речь пойдёт о Джулии Маргарет Камерон, британском фотографе викторианской эпохи.
Многие фотографы того времени критиковали её работу за непрофессионализм, а художники, наоборот, хвалили её и называли коллегой.
А почему были такие разные оценки творчества миссис Камерон, читайте под катом.
На заглавном снимке портрет героини этого поста.
Но прежде, чем я начну рассказывать о женщине-фотографе, нужно понимать, на каком этапе развития находилась фотография в те времена.
Итак, в 1800 году Томас Веджвуд первым начал экспериментировать с захватом фотографических изображений на светочувствительный материал.
А в 1822 году Жозеф Нисефор Ньепс изобрёл гелиографию, первый известный фотографический процесс для создания устойчивых изображений.
То есть, 19-й век был самым началом фотографии.
Джулия Маргарет Камерон родилась в 1815 году в Калькутте в период британской колонизации Индии. В 1848 году она переехала в Англию с мужем и шестью детьми.
Семья жила на острове Уайт, где Джулия Маргарет потихоньку впала в депрессию от провинциального образа жизни.
Жизнь Джулии изменится в 48 лет, когда она получит особый подарок - одна из её дочерей подарит ей деревянный фотоаппарат.
Энергично и с воодушевлением она стала осваивать трудоёмкий мокрый коллодионный процесс, превратив курятник в мастерскую, а кладовку для угля в фотолабораторию.
Как только Джулия впервые посмотрела в объектив, на неё снизошло вдохновение. Начав заниматься портретной фотографией в 1863 году, она навсегда изменила этот вид искусства.
Сама она о том периоде говорила так: «Как только я начала со страстным увлечением настраивать камеру, она стала для меня как живая, у неё появился свой голос, память и творческая энергия».
На заре развития фотографии позирующий был вынужден долго сидеть без движения, чтобы снимок получился чётким. Поэтому портреты получались строгими и официальными. Фотография была скорее наукой, чем искусством, и фотографы стремились получить максимально детализированное изображение - достоверное «отражение жизни».
Вот и моделям Джулии Камерон приходилось позировать, не шелохнувшись, при выдержках до 10 минут.
И тогда Джулия стала действовать иначе. Она разрешала моделям двигаться и ловила случайные моменты счастья и выразительные размытые кадры.
Ей хотелось запечатлеть эмоции людей, и поэтому фотографии получались живыми, похожими на сцены из снов.
Показать характер человека с помощью нестандартных техник для Джулии было важнее, чем создать сухую чёткую фотографию. Она нарушала все существующие законы, и историки спорят, насколько осознанно это было с её стороны. Ей хотелось рассказывать истории своими снимками, она раздвигала границы фотографии как выразительного вида искусства.
Происходя из высшего общества, Джулия была начитанна, прекрасно разбиралась в литературе, истории и мифологии. При помощи фотографии она создавала иллюстрации к своим любимым произведениям: наряжала моделей в шекспировские одежды, средневековые короны и библейские костюмы и придумывала для них интересные позы.
С энтузиазмом и безграничным вдохновением она фотографировала известных художников и ученых, в том числе Чарльза Дарвина:
Английского астронома и физика Джона Гершеля:
Британского писателя Томаса Карлейля. Этот снимок очень характерен для техники Камерон - фотография не в фокусе, а пластина треснула и в пятнах:
Портрет Генри Тоби Принсепа - английского чиновника индийской государственной службы и историка Индии. Позже он занялся политикой:
Она снимала свою семью, сотрудников и даже была известна тем, что преследовала незнакомцев на улице, пока те не соглашались позировать ей на камеру.
А однажды Джулия нарядила своих домашних в костюмы ангелов и заставила позировать с чучелами лебедей.
В 1874 году Альфред Теннисон предложил Джулии Маргарет Камерон создать фотоиллюстрации к его популярному циклу поэм о короле Артуре «Королевские идиллии». Она с готовностью согласилась. Запечатлённые ею персонажи из литературных произведений походили на масляные картины. В своих лучших работах она буквально оживляла героев пьес и поэтических произведений.
Я нашла три фото этого цикла.
Карьера фотографа продлилась всего одиннадцать лет (с 1864 по 1875). За это время Джулия создала огромный массив работ, состоящий из более чем 1200 фотографий.
Мягкую фокусировку в её изображениях современники расценивали как технические ошибки, поэтому большее признание Камерон нашла среди художников-прерафаэлитов, чем в среде фотографов.
Но сегодняшние критики считают, что она своими работами внесла весомый вклад в фотографию.
В наше время работы Джулии Камерон выставлены в крупнейших музеях мира, и её помнят как женщину, стоявшую у истоков нового вида искусства.
А ещё как женщину-фотографа, которая рассказывала истории через фотографии.
До встречи!