Элизабет Виже-Лебрен

May 03, 2022 17:35

Французская художница Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен жила в 18-19 веках и обладала уникальным стилем в живописи - сочетанием рококо с неоклассикой.
Она славилась своим очарованием не менее чем художественным талантом, благодаря чему и оказалась при французском королевском дворе в Версале. А портреты кисти Элизабет отражали фантастическую роскошь французского двора XVIII века.


На заглавном фото «Автопортрет в соломенной шляпке», 1782. Национальная галерея, Лондон.

Итак, Элизабет Виже родилась в Париже в 1755 году и с детства рисовала на всех доступных поверхностях, в том числе и на стенах. Живописи её научил отец, талантливый художник-пастельщик. К несчастью, он умер, когда Элизабет было всего 12 лет. Но он успел передать ей все необходимые навыки. Она начала писать картины в 15 лет, а уже в 19 стала членом Академии Сен-Люка.
«Портрет Этьена Виже» (брата художницы), 1773г. Художественный музей, Сент-Луис, США


В 1774 году Элизабет вышла замуж за торговца произведениями искусства Жана-Батиста-Пьера Лебрена. Показывала свои работы в салонах и гостиницах и даже открыла выставку у себя дома. Вскоре Элизабет начала писать портреты для французской аристократии.
«Мадам Гранд», 1783г. Находится в Нью-Йорке в Метрополитен-музее.


В возрасте 24-х лет Элизабет Виже-Лебрен впервые написала портрет королевы Марии-Антуанетты. Элизабет стала любимой художницей и доброй подругой королевы. Вскоре она уже была одной из самых востребованных художниц при дворе, и её работы задавали тенденции в изобразительном искусстве всей Европы. Её картины маслом напоминают современные глянцевые журналы, изображающие стильных, богатых и знаменитых. В 1783 году Элизабет вошла в число немногих женщин, допущенных к членству в престижной Королевской академии живописи и скульптуры.
«Портрет Марии-Антуанетты с розой», 1783г.


Кстати, изначально этот портрет назывался «Мария-Антуанетта в сорочке» и выглядел вот так:


Но так как королева была изображена на картине в простом платье, это вызвало скандал в Версале. И поэтому Элизабет спешно написала новую работу по всем канонам того времени.

Версальский дворец был сплошь заставлен позолоченной мебелью, стены - увешаны масляными картинами, в то время как большая часть населения Франции переживала страшный голод. Назревала революция, которой суждено было положить конец французской аристократии. Опасаясь за свою жизнь, Элизабет забрала ребёнка и бежала в Италию в 1789 году. В сентябре 1792 года монархию свергли, а королеву Марию-Антуанетту, короля Людовика XVI и многих придворных казнили.
Пройдёт 12 лет, прежде чем Элизабет вернётся во Францию. Благодаря своим харизме и таланту она стала одной из немногих придворных, кому удалось не просто пережить революцию, но и прекрасно устроиться. Она писала портреты королевских особ и аристократов по всей Европе.
В 1795-1801 годах, когда художница работала в Санкт-Петербурге, она также имела большой успех, однако показательно, что, несмотря на успех в аристократических кругах, присущая её живописи манерность вызвала неудовольствие императрицы Екатерина II. Та, будучи cторонницей «романтического классицизма на римский манер», высказала своё возмущение в письме барону Гримму о том, что Виже-Лебрен изобразила её внучек, великих княжон, в «обезьяних позах».
Ну, не знаю, по мне так всё очень прилично изобразила Элизабет.

Портрет светлейшей княгини Екатерины Ильиничны Кутузовой, жены фельдмаршала М. И. Кутузова, 1797г.


Портрет светлейшей княгини Екатерины Николаевны Меншиковой, урождённой Голицыной, супруги С. А. Меншикова, 1795г. Национальная картинная галерея Армении.


Элизабет Виже-Лебрен вернулась во Францию в 1802 году, когда это стало безопасно. Она умерла в Париже в возрасте 86 лет, будучи одной из самых богатых и уважаемых художниц своего времени. Элизабет любила повторять: «Для меня живопись - это жизнь».

Надгробие Э. Виже-Лебрен на кладбище в Лувесьене:


И, по традиции, несколько интересных фактов из жизни Элизабет Виже-Лебрен.

1. Стала почётным членом пяти европейских академий.

2. В 1787 году написала автопортрет, на котором запечатлела себя с широкой улыбкой, чем вызвала многочисленные пересуды - обнажать зубы в улыбке считалось в то время дурным тоном.

3. После возвращения во Францию открыла художественную галерею (салон).

4. Опубликовала свои мемуары под названием «Воспоминания» в 1835 году.

До встречи!

#искусство, живопись, #живопись, история, #женщиныв искусстве, женщины в искусстве, искусство, art

Previous post Next post
Up