Родительское-2. Чтение.

Oct 08, 2010 12:26

На самом деле очень приятно, что самой что ни на есть важной проблемой родителей, судя по комментариям к предыдущему "родительскому" посту, оказалось всего-то навсего чтение))) Это хорошо.

Поэтому выполняю обещание и пишу, что я думаю о том, как сделать так, чтобы ребёнок любил читать.
Ещё раз напоминаю, что тут нет рецептов и указаний к действию, я не совершенно уверена в собственной правоте и в предыдущих комментариях нашла для себя много нового и полезного.
Это просто некоторые мои наблюдения. Возможно, у вас есть другие, не менее полезные.

Для начала - небольшая зарисовка, так сказать эпиграф:


Гостила у нас как-то симпатичная семья с пятилетним ребёнком, приехавшая из другого города в Москву погулять, отдохнуть. Утро, все позавтракали, ребёнок возбуждён радостью предстоящей прогулки по большому городу, и тут мама ему говорит:

- Но! Мы никуда не пойдём, пока ты не почитаешь! Тебе сегодня ещё нужно читать!

Однако как мастерски, одним ударом мама, сама того не подозревая, внушила дитю отвращение к печатному слову, а?
Вот представьте - приехали вы, скажем, в Париж. Или, там, в Барселону. Или в Токио. В общем, туда, куда мечтали. И утром в отеле радостно собираетесь первый раз выйти в город. Кафе, магазины, парижский воздух, ах, ждут вас! Оделись, надушились. И тут тот, кто с вами, вам вдруг сурово так:
- Никуда не пойдёшь, прежде чем не прочитаешь три главы из (и тут называется какая-нибудь ну очень смешная, очень хорошая книга).
Но захотите ли вы её читать?

И, думаю, даже если ваш спутник в такой ситуации вам унылым, суровым голосом скажет:
- А прежде чем идти, у нас по расписанию пятнадцать минут секса, -
То вас затошнит и от этой перспективы, даже если вы - сексуальный маниак.

Это присказка, и она останется без дальнейших комментариев, по крайней мере, без моих.
Итак, почему дети не хотят читать. По нескольким причинам:

Им никто не сообщил, что это круто.
Им сумели внушить, что чтение - это неприятная обязанность. Дети законно сопротивляются насилию.
Их сильно отвлекают другие заманчивые вещи и информация из других источников.
Их мозг ещё не умеет получать информацию из знаков на бумаге, даже если их уже формально научили читать. А иногда их мозг ещё не умеет получать информацию и из других длинных словесных повествований. Это в большинстве случаев проходит с возрастом, но иногда и не проходит, с этим можно жить, получая информацию более абстрактного, образного характера - из дислексиков получаются неплохие художники.

Раз уж я тут подробно расписала последний пункт, то с него и начнём. На самом деле, то, как рано ребёнок начал читать вообще и читать книги в частности, не слишком говорит о том, как сложится его интеллект и судьба. Это говорит, скорей, о специфике развития его мозга.
Лично я, например, с лёгкостью начала читать в три года (как, потом расскажу). А мой брат ещё в начальных классах читал с трудом и скукой. И что же - в подростковом возрасте и я и он заглатывали одинаковые тонны чтива, и, как мне кажется, вырос он намного умней, чем я, и в смысле работы и карьеры добился уж точно поболе моего. Пишет точно лучше меня, но в жж, увы, только под замок.

Как развить ум ребёнка в сторону восприятия чужого печатного текста. Начнём с "чужого". Ребёнку нужно читать вслух и ставить ему аудиокниги (в нашем детстве были роскошные пластинки со спектаклями, есть они и сейчас в виде CD).
Очень важно и полезно читать ребёнку стихи, так как в них информация содержится в упрессованнном, сжатом, очень образном состоянии - её воспринимают даже матёрые пожизненные дислексики, воспринимают и любят!

Чтение рифмованного слова играет важную роль непосредственно в обучении ребёнка чтению, но об этом потом.
Многие родители говорят, что дети рвутся читать журналы, а книги -нет. Так и это понятно - в журналах информация находится в упрощённом, спрессованном, публицистически оформленном виде. Я вот тоже люблю журналы. И вы, наверняка, любите.
Так пусть ребёнок читает журналы. Есть множество (помимо модных у его сверстников) журналов о путешествиях, науке, разных хобби. Покупайте их, но не суйте ему по утрам перед приятной прогулкой, просто положите их где-нибудь - они будут прочитаны от корки до корки.
Развитие ума в сторону восприятия длинных текстов идёт потихоньку, не форсируйте.
Всё придёт постепенно.

Читайте вслух! Читайте, пока это востребовано. Пусть хоть до 15 лет. Это будет всегда одним из самых тёплых, нежных воспоминаний о семье и об общении с мамочкой или папочкой. И это как раз и разовьёт мозг в сторону восприятия длинных текстов, сначала пусть со слуха - у кого-то всё произойдёт быстрей, у кого-то медленней, не отчаивайтесь, перелом произойдёт тогда, когда вы этого и не заметите.
Оставляйте чтение на самых интересных моментах, возможно, "анонсируя", как будто вам надо заманить зрителя в сериал, короткими интригующими анонсами: "А потом они с Бетти взялись за руки и пошли туда, открыли дверь и увидели там... Ой! Мне звонят! Завтра дочитаем" - а книгу, между тем, оставить открытой рядом. А ещё лучше велеть немедленно выключить свет и спать. Это тот случай, когда наш любимый Дух Противоречия - наш могучий союзник.

Если дитя не поддаётся на провокации и не ведётся читать сразу после вашего интригующего рассказа - не напрягайтесь и не расстраивайтесь, а то ваша игра будет замечена.

Раз мы начали с конца списка, поднимаемся вверх.
Об информации из других источников.
Глупо было бы навсегда лишить своё чадо интернета ( я не говорю о телевидении, мне кажется, что в наши дни оно в качестве зла отошло на второй план). Интернет - связующая система нынешнего социума, и неразумно не обучать ребёнка тому, что пригодится ему в жизни.

Но. Вполне можно сделать время в интернете ограниченным. Возможны варианты - вы же люди с фантазией. Маленькому ребёнку можно вообще об интернете не сообщать, но если вас радует то, что вы можете початиться с работы с трёхлетним чадом - придумайте, что интернет выдают по часам) Как любимую передачу по телевизору. Короче, это не хочется даже обсуждать, с этим всё ясно - весь день ребёнка не должен быть занят компьютером. Это в наших силах и тут можно обойтись без конфликтов.
При этом, используйте все случаи, когда интернета нет, в пользу чтения. Вы едете на дачу? В отпуск? Лежит в больнице? Приносите, берите с собой много разных книг, и в первую очередь - читайте сами.

Да, кстати. Бесполезно пытаться заставить ребёнка читать, если не читают в семье. Если в доме нет книг. Если он не видит, что для мамы-папы-бабушки завалиться с книгой - блаженство, которого они ждут весь день. Заставляйте вспоминать о книгах в первую очередь себя, отказывайтесь от телевизора и интернета в пользу собственного чтения, если хотите заинтересовать этим маленького ребёнка.

Рассказывайте ребёнку в собственном пересказе истории из "взрослых" книг. Интригуйте. Как ни странно, ребёнок может начать читать именно со взрослых книг, потому что они из заманчивой взрослой жизни. Тут снова приходит на помощь наш великий помощник - Дух Противоречия, родной наш и любимый.
Стоит завести в квартире специальную полочку, на которой будут стоять книги "для взрослых" и "тебе ещё рано", как вы заметите видимую ротацию на этой полочке)

Очень важно, как относятся к чтению сверстники ребёнка. Поощряйте в детской среде разговоры о книгах. Пересказывайте детским компаниям вслух детективы (даже если вы всё переврёте))), фантастику, любовные истории. Иногда не досказывайте и сообщайте, что источник, как бы между прочим, на полке для взрослых.
Обсуждайте при детях книги со своими друзьями. Ходите на книжные ярмарки и выставки - с детьми. Сделайте книгу символом удовольствия, праздника.

Дети, говорят (это не мой опыт) в наши дни полюбили читать с экрана ридеров, или как они там называются. А что, и это вариант. Дети любят девайсы)

Как я научилась читать в три года? У нас с мамой было множество простых и хорошо иллюстрированных детских книг, большинство со стихами (стишками). Мама мне их читала каждый день, по многу раз (дети ужасные зануды и любят повторяться))). Потом как-то у нас родился братик, и маме стало не очень-то до чтения мне, я просто сидела на ковре со своими зачитанными книжками со стишками, и читала свои стишки вслух. По памяти перелистывая страницы, чтоб смотреть на картинки. И в один момент вдруг слова, мной произносимые, слились с буквами. Это произошло быстро.

Но, ещё раз повторяю, это устройство моего мозга. Оно у вашего ребёнка может быть другим, и это не говорит ни о его развитии, ни о будущей успешности в жизни. Не форсируйте событий насильно.
Но следует отметить именно то, что помогают - рифмы. Стихи. Это очень важно.

А вообще, хочу я сказать, вполне возможно, что ваш ребёнок и не будет особо-то читать, сколько вы ни выдумывайте методов. Ну вот просто потому, что он не для этого на свет родился. И это не помешает ему, при известных усилиях родителей, мира вокруг, и собственных, стать умным и достойным человеком. Счастье вполне можно почерпывать и из других источников, и информацию тоже. Показывайте ребёнку хорошие фильмы, водите его в галереи, путешествуйте, общайтесь, разговаривайте - и будет всем щастье.

Я несколько сумбурно пишу, потому что одновременно с этим ещё варю суп))) и мне скоро нужно уходить, и я не смогу тут отвечать на комментарии. Но, пожалуйста, если вы хотите что-то сказать или спросить, напишите - я постараюсь завтра продолжить тему чтения, беседуя с самыми интересными комментаторами в следующем посте.

Потому что тема хорошая, обширная, благодатная. Давайте поговорим об этом.

родительское

Previous post Next post
Up