Пещеры Придонья: Пески

Dec 09, 2014 22:07




Давно уже ничего не постил в рамках постоянной рубрики " Пещеры Придонья". Виной тому и общий спад читательского интереса к меловым подземельям, и всё бóльшая удалённость необследованных мной пещер от моего ПМЖ. Однако же, летом этого года мне довелось осмотреть и сфотографировать довольно необычную пещеру в Петропавловском районе Воронежской области, о чём я и планирую сегодня поведать самым подробнейшим образом.

Но сначала небольшая предыстория возникновения сей рубрики для вновь прибывших подписчиков. Весной 2011 года нагуглил я в этих ваших интернетах презабавнейшую брошюру авторства В.В. Степкина под названием "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье". То, что в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях имеются культовые пещеры я, в общем, знал. Костомарово и Дивногорье известны далеко за пределами моей, так сказать, малой Родины. Но то, что подобных подземных сооружений в Придонье археологи насчитали не много ни мало, а целых 58 штук, вызвало у меня устойчивое желание взять и посетить их все. Оговорюсь, что некоторые из них отреставрированы и используются по назначению РПЦ, некоторые пребывают в заброшенном и полузасыпанном состоянии, а некоторые археологи ещё даже пока не обнаружили. То есть известно, что была когда-то в окрестностях такого-то села рукотворная пещера, но точное её расположение не установлено. Как вы уже догадались, с тех самых пор, каждый год я посещал и исследовал по несколько пещерных памятников. В том числе, еще до обострения ситуации с Украиной я успел осмотреть и некоторые древние подземные монастыри в Киеве, которые по сути послужили неким источником вдохновения для донских пещерокопателей.


02. Не смотря на то, что данная пещера в научной литературе соотносится с селом Пески (т.н. Песковская пещера), заезжали мы к ней от хутора Индычий, о котором я уже рассказывал. По сути, дорога от села Пески приводит к основанию мелового холма с пещерой, а мы же вполне накатанными грунтовками подобрались сверху. Немного поплутали, но не прогадали. Вид на окрестности и речку Толучеевку (левый приток Дона) оказался довольно живописен.


03. Путь ко входу к пещеру оказался в буквальном смысле расчищен. При подготовке этого отчета я наткнулся в сети на фото бульдозера, стоящего на месте, где на снимке ниже стоит моя жена Лена. Надеюсь, что это связано с идеей местного главы администрации сельского поселения о воссоздании здесь культурно-исторического памятника, не уступающего по своему значению уже упомянутому Дивногорью, а не с прокладкой неподалёку трубопровода (виден на предыдущем фото). Впрочем, мне кажется, что небольшой пешей тропинки было бы вполне достаточно. Зачем такой котлован-то?


04. Окей, начальству видней. В 2012 году был сооружен подвесной мостик через Толучеевку и лестница, без которой взобраться по крутому склону довольно сложно. Если вы поедите к пещере от Песковского кордона, то вам придется преодолеть и то и другое.


05. На вершине холма установили поклонный крест.


06. И вот мы на месте.
Чуть ниже основного входа (о котором позже) есть еще один. Был ли он когда-нибудь действующим, сказать сложно.


07. По свидетельствам местных жителей, входов в пещеру раньше было действительно больше, но, возможно, именно этот просто не был выкопан до конца. По крайней мере, в самой пещере довольно много явно незаконченных коридоров.


08. Единственный на сегодняшний день вход в Песковскую пещеру силами местных жителей защищён от затягивания меловой крошкой, постоянно осыпающейся со склона холма.


09. Последний раз вход расчищали летом 2013 года учащиеся окрестных школ. Естественно, под чутким руководством взрослых учёных мужей. В том числе и руководителя Воронежской секции спелеологии С. В. Никольского. Уже два года подряд на берегах Толучеевки проходит областной полевой краеведческий лагерь для школьников "Истоки". Помимо благоустройства пещерного комплекса и подготовительных работ при строительстве моста, ребята провели целый ряд раскопок древних стоянок и могильников, искали исчезнувшие хутора и т.д. Даже сейчас, смотря фотографии в группе лагеря в контакте, немного завидую этим детям. Это архивное фото 50-х г.г. найдено там же.


10. Тем не менее, вход в пещеру ОЧЕНЬ узок и для того, чтобы попасть внутрь комплекса, придётся несколько метров меловой толщи проползти по-пластунски. Тем не менее, Лена решается лезть вместе со мной. Отмечу, что вокруг пещеры летом довольно людно (рядом же пляжи), но 99% "посетителей" фоткается у входа или креста и уходит вниз. Я же пакую фоторюкзак в пакет из "Ашана" (одежду уже не спасти) и отправляюсь вслед за Леной в черную прохладу подземелья.


11. Толкая свою ношу перед собой, проклинаю впивающиеся в голые колени и ладони острые камушки. Еще немного и можно уже распрямиться в полный рост.


12. Впервые данный памятник изучался в 70-х гг. ХХ в. Воронежской секцией спелеологии. В том числе и упомянутым выше С.В. Никольским. Тогда же был составлен первый план-схема памятника. Вот этот полевой план 1978 года и первая публикация 70-х гг.


13. Осенью 1999 года пещера была исследована известным исследователем донских пещер Виталием Степкиным.
Ниже уточненная им план-схема Песковской пещеры:


14. На схеме видны надписи "Рука со свечой", "Девушка с оленем" и "Икона Богородицы". Они указывают на расположение в пещере необычных рисунков-граффити. На фото Лена как раз изучает "Девушку с оленем".


15. Рисунки-граффити на стенах пещеры выполнены вырезанием в мелу контура изображения, по внешней стороне которого делались частые углубления - насечки. Что-то вроде популярного в 70-х - 80-х годах ХХ века хобби - чеканки.


16. Собственно, такие сюжеты как девушка с оленем и факел в руке были тогда довольно популярны, так что можно сделать предположение, что эти граффити были сделаны приблизительно в это же время.


17. А вот и Богородица с младенцем Христом. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что работа того же автора.


18. Можно было бы, конечно, пофантазировать, что граффити более ранние с учетом того, что они подкрашены охрой. Однако же эта природная краска, как сообщает в своем исследовании Степкин, встречается в одном из коридоров пещеры и, соответственно, используется и поныне. Саму охру я не встречал (или не обратил внимание), а вот такую "живопись", увы, обнаружил.


19. Да, как и все другие Донские пещеры, пещера села Пески (или хутора Индычьего, если хотите) серьезно пострадала от рук своих посетителей. Но, кстати, такое упорство в желании "оставить свой след в истории", как на фото ниже, встречаю впервые. Это же сколько времени некий мудила "выводил" дату своего посещения?!


20. Для описания одного из помещений процитирую в очередной раз Стёпкина: "Прямоугольное помещение в северо-восточной части пещерного лабиринта - единственное несквозное помещение пещеры. Его длина 4 м, ширина 2,5 м, максимальная высота 2,6 м. Потолок имеет форму свода. Помещения подобной формы встречаются довольно часто в пещерных памятниках Дона и Поднепровья. Наибольший интерес представляет восточная, противоположная входу, стена комнаты (см. фото). В верхней части стены имеется вырезанная в мелу сюжетная композиция, состоящая из одного шестиконечного креста по центру и двух четырехконечных по краям. По-видимому, здесь изображены голгофские события. На центральном кресте был распят Иисус Христос, на двух боковых - разбойники...< > ...Под шестиконечным крестом в стене вырезан еще один крест, который носит на себе следы сильных механических повреждений, вплоть до того, что нижняя его часть совсем не сохранилась. Судя по плохой сохранности, иной технике изготовления, а также по выпадению из идейного контекста верхней композиции, можно предположить более раннее происхождение данного креста, по сравнению с другими. Изображения подобной формы креста встречаются с IV в. вплоть до XIII в. на различных предметах и стенах подземелий Северного Причерноморья и Капподакии. Исходя из выше изложенного, можно предположить, что было несколько этапов функционирования данного пещерного комплекса, и крест с несохранившейся нижней частью и расширяющимися краями относится к более раннему этапу".


21. Если принять эту версию за рабочую, то тогда уже вторым этапом строительства (расширения) пещеры следует считать 60-е годы XIX века. Связывается он с именем Ковяра Босого, жителя местечка Кордон села Пески. Ковяр имел репутацию практически "святого". Босой совершил паломничество в Киев, Иерусалим, причем действительно без обуви. Был он человек весьма скромного достатка, но деньги имел. По праздникам он сидел на площади, где ему во время ярмарок неплохо подавали. По большим церковным праздникам он ходил в Воронеж в Акатов монастырь, где ему подавали "целый картуз" денег.


22. Большинство местных жителей взялись помогать ему безвозмездно, считая копание пещерной церкви весьма богоугодным занятием. Однако, некоторым Босой всё же платил за работу. Работали, в основном, кирками. Мел вывозили на тачках. В пещере висели иконы, и сюда ходили молиться люди из близлежащих деревень. Вход в пещеру закрывался железными дверями. В среднем, в пещере пребывало постоянно около 12 человек. В некоторых источниках их называют монахами, но это очень сомнительно, так как в пещере нет келий, где они могли бы жить. Нет и храмового помещения (если не считать, что часть пещер с храмом засыпана). В связи с этим можно сделать предположение, что молились в крестообразном помещении недалеко от входа или в упомянутом выше прямоугольном помещении с крестами.


23. Одной из особенностей данного подземного комплекса является отсутствие вырезанных в мелу киотов для икон, как это встречается в других пещерах. Хотя на стенах и можно видеть вырезанные в мелу небольшие ниши, в которые могли ставиться свечи. Иконы же могли висеть на вбитых гвоздях.


24. Не доходя 4 метров до третьей развилки (см. схему), коридор начинает становиться шире и выше. На этом участке в сводчатом потолке появляется вырез, представляющий собой параллелепипед длиной 180 см, шириной 110 см и глубиной 30 см.


25. В отличие от многих крупных Донских пещерных комплексов, Песковская пещера располагается фактически в одной плоскости. Лишь в юго-восточной её части есть небольшой тупиковый ход, поднимающийся вверх с пятью ступенями. Очевидно, здесь пытались сделать второй ярус пещер, но не успели.


26. С установлением Советской власти и началом борьбы с религией жизнь в пещере замирает. Ковяр Босой умирает, последний житель пещеры, как утверждают старожилы района, покидает ее в 1931 году. Покидаем её и мы. Продрогшие и перемазанные мелом. А на улице прекрасный летний вечер. Спускаемся к подножию холма, чтобы почистить привести себя в порядок.


27. Но не на сельский пляж, а немного сбоку. Там слишком людно. Поэтому необычный для наших широт подвесной мостик оставляем на следующий раз. Вокруг красотища, сумасшедший запах луговых трав и цветов и бодрое журчание Толучеевки. И тем не менее на каждом из последних кадров внимательный читатель найдет пластиковый мусор, оставленный отдыхающими.


28. А речка журчит, потому что рядом вот такая импровизированная плотина. Я сначала подумал, что это давненько уж навалено, однако одна женщина мне ответила, что "рокiв пять" (в этом районе многие говорят на суржике). Вот уж не знаю, согласован такой шаг с министерством природных ресурсов и экологами.


Использованные источники:
Степкин В.В. Пещера у с. Пески // Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2002. С199-203.

Ещё донских пещер:





Пещера Разбеёк Пещера Мечетка Пещера Ухо Шатрище Галиевская пещера
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и mofolow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Заброшенное, Мосты, Подземное, РФ/Воронежская область, Фото, Церкви и монастыри, Пейзаж, Пещеры Придонья, РФ/ВО/Петропавловский район

Previous post Next post
Up