Аномалия Самсонова

Nov 04, 2018 04:59


Дошли, наконец, руки до «Аномалии Камлаева» - огромного музыкально-интеллектуального порноромана с претензией чуть ли на второго «Доктора Фаустуса» (аннотация издательства скромно сравнивает его масштаб с «Жаном Кристофом» и «Доктором Живаго»). Ну что можно сказать за эту эпохалку, сделавшую молодому автору - Сергею Самсонову - имя.. Талант у автора, безусловно, есть: вязкий, метафорически плотный и кагбэ саморефлексирующий язык; умение из простой былинки извлечь безусловный, упрямый, прихотливый вселенский смысл (не случайны многократные отсылки к Платонову); замах на самое важное и сложное (хождение по таинствам, богоискательство); неспешность и дотошность препарирования столь примитивного и одновременно непостижимого существа, как человек; почти магическое любование полутонами в бесконечно длящейся любовной истории. Особо интриговало, что протагонистом заявлен «гениальный композитор» Камлаев (!) - наш отечественный Леверкюн, «сотрясающий Европу своими новаторствами» и в течение романа мутирующий от какого-то запредельного авангарда к альтернативной ему «новой простоте» (а заодно путем личной катастрофы узревающий, наконец, самоё Бога). Вах..



Впрочем, как выяснилось, доморощенный Леверкюн имеет две стороны медали. С одной стороны - чрезвычайно интересно, когда писатели пишут на околомузыкальные темы и роются в твоей черепной коробке, с другой - всегда есть опасность, что они, не владея специальной терминологией, впадут в детсадовский примитив в духе совецких книжек по музлитературе. Отдадим автору должное - описания многочисленных опусов Камлаева выполнены задиристо и довольно профессионально, хыть и не без проколов: моё я так и не поняло, имеет ли автор музыкальное образование (что, видимо, есть комплимент). Вместе с тем очевидно, что профессионализм этот чрезвычайно эклектичен (ну или, по-модному, «интертекстуален»), а потому неоригинален. Портрет Камлаева-композитора выполнен как паззл из различных знаковых казусов - и играет-то то он на низком стульчике (как Гульд), и американские теракты 11 сентября назвал «произведениями искусства» (как Штокхаузен; заодно Камлаев сочинил его вертолетный квартет), и пишет в любых стилях (коллажи как молодой Пярт, «Простые песни» как Сильвестров, пульсирующие мажорные трезвучия как Мартынов; эксплуатируются и идеи последнего о «смерти композитора»). В сочетании с маниакальной склонностью писателя к какому-то запредельно велеречивому мессианству (прям как у какого-нить доисторического Шопенгауэра) такая ирреальная многослойность Камлаева вначале вызывает недоверие, а потом - после сотен страниц бесконечной пафосной пурги о музыкальной эволюции XX века - начинает просто раздражать. Не знаю, может «непрофильный» читатель завороженно читает про все эти «отрывистые выдохи опущенных в самый низкий регистр духовых», но у моего я в конце они вызывали почти приступы дурноты.. Нельзя все-таки так злоупотреблять..

Ну и самое слабое место романа (точнее, местá) - бесконечные сцены ебли великого композитора, достойные анонимных перьев с графоманского сервиса «Проза.ру» («Юлька раскачивалась, уходила и возвращалась ему навстречу и била отвердевшим клитором все сильнее и сильнее, до тех пор, пока у него не занемели губы»). На фоне столь откровенной лексики каким-то цензурным диссонансом выглядит назойливое употребление Самсоновым старорежимного слова «уд» вместо его трехбуквенного собрата, всем понятного и гораздо более нагруженного смыслами..

В общем, роман интересный, но неровный. Автор кагбэ постарался убить сразу целую стаю зайцев, выстрелил - но попал лишь в некоторых.

зы
Пошел смотреть телепередачу наших знаменитых злословных тётенек - интересно, что они там его про клитор и прочую метафизику спросят.

все мужики козлы, hardsoft, антимир, либидиные песни, artefuckt, макроцефалия

Previous post Next post
Up