Послушал сегодня 6-ю Чайковского с Курентзисом и пермскими этернами, недавно записанную сонькой на CD. Можно сказать, ошеломляюще. Мне кажетсо, маэстор впервые исполнил то, что Чайковский «хотел, но боялся сказать» (точнее то, что многие боятся, не хотят, либо не умеют услышать). И вежливо отодвинул в утиль целомудренно-театральную патетику Караяна-Мравинского (при всем уважении) с их старорежимно абстрактными аллеграми и маэстозами.. Можно, конешно, дискутировать, чего больше в произведении искусства - автора или героя, но в романтической музыке всем очевиден крен в сторону автора. Что до Петроильича, утверждавшего что все его действия носят исключительно эмоциональный характер, то стыдливое умалчивание личности в симфонии-реквиеме самому себе этически почти преступно. Автор (как и Уайльд в De profundis’e) чуть ли не за волосы тащит слушателя расслышать все муки его жизни, отстаивая право быть самим собой хотя бы накануне смерти. Тео не постеснялся осветить прожекторами композитора прямо в терновом венце - в его версии симфонии ровно в два раза больше Чайковского, чем во всех прочих исполнениях, ибо к автору добавился, наконец, самоё человек со всеми его нелепыми взлетами и непростительными падениями.
С первой же секунды из абсолютно черной глубины наползает какой-то парализующий экзистенциальный ужас, и музыкальное тело начинает сплошь кровоточить, иногда утешаясь ослепляющим, но не исцеляющим светом. Становится ясно, что жизнь ПИЧа была одним сплошным когнитивным диссонансом, начиная от учебы в полувоенном училище правоведения, включая череду кризисов с мученической женитьбой в центре, и заканчивая обсценными историями с кучерами, глухонемыми мальчиками и собственным племянником. Трагизм крайних частей, обостренный пугающими паузами и замедленными темпами, обычно и так всем условно понятен. А вот безумие средних обычно остается незамеченным, трактуясь как танцы неких аутических феев-драже. Курентзис умудряется удушающий эротизм второй части и бездумный конформизм третьей довести почти до мазохизма, родственного Шостаковичу или даже (если включить погромче) Уствольской.. И тем самым сделать неизбежным страшный коллапс финала.
В общем, интересно. Слушал со товарищи в абсолютной темноте при задраенных окнах - рекомендую применить сию иллюминацию, исключающую внешние помехи восприятию.
зы:
Начитался до этого разной бредятины от зауральских завистников, театральных трутней вроде критика Журавлева и «простых чесателей» - дескать, это и не дирижер вовсе, а бизнес-проект и зазнавшийся хам (к тому же потерявший паспорт и ̶н̶а̶е̶.̶.̶. обманувший немцев неявкой на Аиду).. Ну то есть гений и злодейство явно совместимы. Мне кажется, злобным критикам полезно почаще задавать себе проверенный временем вопрос «а судьи кто».
зызы:
К сожалению, самое уязвимое место в теологии Тео - заоблачные цены на билеты. Хочется верить, что мы - слушатели - будем ему хоть чем-то полезными до того, как станем ископаемыми. Ибо уже 25 ноября анонсировано явление св. духа в концертном зале Мариинки, но никаких указательных стрелок к билетам нет вообще (в Москве оно же днем ранее, при этом тикетс для владельцев ламборджини давно в продаже).