Послушал наконец старинную запись Реквиема Моцарта с Курентзисом, поражон. Всё-таки он гений, наверное (Тео) - расслышать всё то, что убито двумя столетиями исполнений и превращено традицией по сути в реквием Верди. Обычно после более-менее помпезных хоров, демонстрирующих наличие в городе N консерватории, начинаются арии-не-пришей-кобыле-хвост и по-оперному несуразные ансамбли, демонстрирующие голосовые данные приглашенных певцов (замечали, как приходилось «пережидать», к примеру, Tuba mirum?). У Курентзиса всё по-другому - певцам в действе указано ровно их место, они (в том числе умеющая быть фурией Кермес) - лишь тронутая временем деталь многофигурной композиции, мрачноватой, почти босховской эсхатологической мистерии, не предполагающей выпячивание личного (тем более физиологически-оперного). Удивительно, но сквозь музыку наконец-то стало слышно, что именно этот Моцарт записал по памяти аллегриевское Miserere, что слышал он его не где-нибудь, а в папской области, пропитанной ренессансными мессами, что именно этот автор тяжело болел оспой и тифом (а потому Dies irae - не просто метафора или дань культурной традиции, а часть личного, не театрального! опыта, религиозного притом), что слова «архиепископ - сукин сын, господь же милостив и добр» произносились им не на постфилософском конгрессе. В общем, давно не слушал реквиема в порядке литургии. Вызывающей оторопь от правды (часто подменяемой «искренностью»). Пробирает.
Наверное, следовало бы помянуть феерическую работу сибирского хора, скромно и без оглядки пробегающего по натянутой проволоке, но это уже стало общим местом.
Карочи, браво.
Если кто еще не - то вот
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4481794