Перецарская недоневеста

Jan 29, 2014 02:28

Второй раз в жизни покричал в театре позор - на «Царской невесте» Могучего в Михайловском. По-моему, гуманитарная катастрофа современности лучше всего иллюстрируется не попсой-мизулиными-киселевыми (с ними всё ясно, временщики водились во все времена), а такой вот истовой, честной глухотой к музыке и душевной боли, в ней запечатленной. Талантливый режиссер хладнокровно, планомерно уничтожил самую человечную русскую оперу. Деструктулизацию можно было проводить на чем угодно - на анемичном Сусанине, которого вообще неясно как ставить, ироничном Руслане, на требующей наружного вмешательства полуфабрикате-Снегурочке, на пафосной Пиковой и вообще на всём лубочно-чувствительном Чайковском, на опереточном Верди, на Глюке-Вагнере и всём, отсылающем к мифу и архетипам; наконец, на опусах, специально для этого предназначенных вроде Трех апельсинов или Лулу. Так нет - нужно залезть туда, где от мертвечины сокрыто последнее израненное сердце и воткнуть в него наноштырь «Здесь был Вася, театральный спецолист». Я думал, меня хватит кондрашка. Если бы это поставила Волочкова - наверное, удивились бы изыску, но похихикали - дескать, девушка думает ногами, отсюда столько телодвижений; если б Бархатов - пожали бы плечами - типа человек не успел родиться, а уже дарит нам свои допубертатные размышления о смерти. Но тут - Могучий! Царская!

Короче, в спектакле - набившие оскомину кремль, политика, красные гвоздики, офисная массовка, символические истуканы, табуретки марки «царь», валяния по сцене, картонные буквы в человеческий рост «мёд», «стопочки», «паштетик» и все прочие атрибуты современного «режиссерского» спектакля, абсолютно глухого к авторской партитуре. Автор не верит в чувствия (Лыков в любовном дуэте с Марфой оформлен как наипошлейшее мюзикхольное шоу) - наверное, он имеет на это право; не верит в драму (что может быть бездарнее ревности, всех этих вечных вампучных измен-отравлений), тоже пусть. Но он не верит и в Римского-Корсакова, который ВЕРИЛ в чувствия и в драму. И поэтому он берется поставить именно «Царскую невесту».

Просто достала непрерывная возня на сцене (хор вышел - хор ушел, стремянки вынесли - стремянки унесли, толпы детей побегали 10 минут - на минуту ускакали за сцену), иссякшая только в последнем акте. Посреди этой гиперсмысловой интертекстовой вакханалии хочется заорать «Да дайте же музыку хоть чуть-чуть послушать!!!». Определитесь, наконец - вы ставите концерт в костюмах (тогда певцу, ничком лежащему на сцене, нужно хотя бы дать возможность видеть дирижера, иначе он на полдоли выпадет из ансамбля) или драму (тогда в ней должны быть слышны хотя бы ключевые слова текста - если царь вдруг выбрал Марфу, но нам важнее услышать потонувшее в грохоте оркестра слово "МАРФУ", а не увидеть титр «Царь» гиганцким шрифтом impact). Если и концерт, и драму - дайте музыку!!! И слова!!! - ведь девяносто процентов текста, извините, нихера не слышно; не может певец со средними вокальными данными орать из 20-метровой глубины сцены так чтобы в этом оре был какой-то смысл (читал, читал в интервью, что певцы старались объяснить - слова в опере не важны; - без комментариев). Если ни то ни другое - не концерт и не драма - предупреждать надо!!! Писать «Нецарская Неневеста», как вы это уже наловчились делать в других местах. Ёклмн..

Пели в первом действии плохо или очень плохо, потом вроде чучуть распелись - Любаша и Марфа посреди гортанной физиологии стали извлекать некие предэкзистенциальные звуки (до самоё экзистенции дело так и не дошло). Грязной ужасен - топорный, деревянный, не стану и пропагандировать его фамилией. Более-менее приличен вокально студенческого вида Лыков и марфушкина подруга. Остальные - полный балласт.

В общем, караул. Вспоминается классический рассказ Хармса в тему, но цитировать тоже не буду - вдруг самоё Могучий прочтет.

За что вы нас с Николайандреичем так, Дрюша?!

нах, муsic, artefuckt, макроцефалия, hardsoft, антимир, как страшно жить, микроцефалия

Previous post Next post
Up