Как проводить вечёрки

Dec 08, 2014 00:55


Я, быть может, никогда не написала бы этот текст, если бы мой друг не сказал, что письменное обозначение моих открытий поможет другим ведущим прояснить образ вечёрки и позволит избежать тяжелого осадка от организованной встречи. А я сегодня впервые вернулась с народных танцев уставшей и недовольной. И мне не хочется повторения. Так пусть же все, кому интересно устраивать народные вечер, сложат в копилочку то, что приглянется.

Начнем с того, что сама я традиционные вечёрки не устраиваю, нет у меня балалайки, гармони и живого пения. Нет у меня и цели восстановить подлинную этнографию.  И да простят меня фольклористы и этнографы. Я их труд уважаю, по возможности изучаю, но себя в нем не вижу.

Моя задача - воспроизвести СУТЬ вечёрки в современном исполнении. Встречи я устраиваю для тех, кто пока не поет, не танцует, может даже в глаза другим людям смотреть не может. Люди приходят разные, а уходят похожие: расслабленные, открытые, воодушевленные, умиротворенные, с сияющими глазами и силами жить радостно. Вот это и есть суть вечёрки - через совместное движение и звучание привести всех участников к наполненному состоянию. Современным языком это можно назвать «практикой», «медитацией» или «совместным глубинным процессом».  Например, «а по выходным я практикую вечёрки» или «пойду на вечёрошный процесс, наполнюсь силой на неделю» JJJ

А теперь опишу признаки работающей вечёрки как практики:

1. У вечёрки есть структура, и она нам помогает. Даже если игры и танцы получаются не с первого раза, четкое следование одних частей вечера за другими приводят к наполнению людей ровной силой.

1ая часть - включение людей в вечёрку, переключение их с других мыслей и образов, выключение помех. Люди на вечер пришли и продолжают думать о работе, семье, пробке, как поставили машину, как поедут потом домой и прочее. Они в общее действо пока не включены. Их силы в общий поток не влиты. И такие люди будут отнимать много внимания (читай «силы») ведущего и других участников. Нужно помочь людям прийти в состояние «здесь и сейчас». Подойдут любые игры на быстроту реакции, где проигрывает тот, кто отвлекается и не успевает за ходом игры («Ладошки», «Мигалки», «А я еду..»). Сначала не у всех получается. Жалеть людей не надо, хлопать по ладошкам всей силой, меняться местами быстро и часто - пусть появится азарт. А потом можно дать подсказку, так и сказать: «Даю подсказку: вы сможете успевать в игре, если ваше внимание будет полностью здесь с нами и вы забудете обо всем, что было до этого и будет после».

Также важно убрать внешние помехи. В душной комнате бегать и танцевать тяжело, также как и в холодной со сквозняком. Приоткрытая дверь разрушает состояние замкнутого безопасного пространства. Выступающие части мебели по периметру зала могут вызывать сбои в плавном движении танца по кругу. А неудобная уличная обувь утомит участников длинного вечера.

Когда людей не очень много, я сначала «открываю круг» - даю каждому участнику круга слово с возможностью назвать свое имя, свои ожидания от встречи или несколько слов о себе. Так мы объединяемся в единое целое и знаем, из чего оно состоит, какую часть этого целого мы составляем.

2ая часть - очищение. Важно убрать то, что отжило и то, что мешает. Нам нужно место, куда мы приведем силу. Люди ходят переполненные различными состояниями. Считанные единицы отслеживают ясность своего сознания и убирают неполезные образы. Редко встретишь человека в разуме. Большинство находится в переживаниях или в переполохе, в суете. Если на вечере будет несколько очень взбудораженных людей и ведущий оставит их в таком состоянии, они в танцах будут сильно будоражить своих новых партнеров, будут нарушать рисунок и ритм движения, а значит утягивать внимание (силу) ведущего и участников.

Можно, конечно, между вечёрками рассказывать, как убирать ненужные состояния с помощью кресения, писанок, выкатывания, сбрызгивания, отливания. И это будет очень действенно для ведущего и участников в долгосрочной перспективе. А можно поводить хороводы и потанцевать танцы с движением большей частью против часовой стрелки. В этом направлении образуется вихрь, который очищает, убирает то, чему уже пора уйти.
3ья часть - наполнение силой. Свято место пусто не бывает. Если мы что-то убрали, важно наполнить это место полезным,  иначе его займет первое попавшееся. Сила в тело приходит через активное движение, через разжигание «жарьего тела». Можно хороводить по часовой стрелки в ускоряющемся темпе. Подойдут любые активные игры, догонялки, танцы. Всё, где есть азарт, задор и движение. И ещё очень помогает смех. Я заметила, что догонялки с пищанием, рычанием или шуточными угрозами играются активней. Люди быстрее снимают маски и становятся искренними, легче начинают двигаться и впускать в себя природную силу.

4ая часть - умиротворение или гармонизация. Люди силу набрали, а справиться с ней не могут. Хочется прыгать, бегать, что-то срочно делать, радоваться. А силу эту нужно в себе ровно уложить, чтобы хватило ее на неделю, до следующей вечёрки. И вот здесь подойдут плавные танцы и хороводы. Например, те, где люди смотрят друг другу в глаза, и опускаются при этом в глубину себя и глубину души другого человека. Это может быть, хоровод «Ладошки» или ручеек «Волна». Участники остаются в наполненном состоянии, только теперь они уже не скачут, а бережно смотрят на мир изнутри себя.

5ая часть - завершение, закрытие вечера. Очень важно в конце вечера дать слово каждому, кто хочет высказаться. Если люди не скажут то, что хотят, для них вечер не закроется. Они уйдут с недоделанным делом. Это раз. Еще важнее ведущему услышать слова благодарности и узнать, что для людей от вечера была польза. Весь вечер ведущий держит вниманием пространство и группу людей. Он отдает свою силу всем и каждому. Когда мы «закрываем круг», участники отдают силу своей благодарности ведущему. Происходит обмен. И все уходят наполненными.

Есть закон сохранения энергии (силы). Если только отдаем, уходим опустошенными, если только берем, уходим с неусвоенным багажом. Если пожалеть время на закрытие вечера, то все участники вместе с ведущим не закончат обмен. Сила не потечет.

2. Второй пункт по порядку, но и он, пожалуй, первый по значимости. Суть вечёрки в том, что она создается ВСЕМИ участниками вместе, а не одним ведущим. Каждый человек может петь и плясать. Каждый может извлекать из своего тела звук и проводить через свое тело движение. Не каждый знает, как это делать. И задача ведущего рассказать, как петь, как танцевать, и ПОЗВОЛИТЬ каждому получить свой опыт.

И вот этот путь получения опыта и есть вечёрка. Как мы вместе спеваемся, как мы станцовываемся, как получается с одним партнером и не получается с другим, как кто-то не понимает простых вещей, а кто-то слишком торопится. Мы не готовим утренник, чтобы понравится родителям.

Мы не ставим танец, чтобы он хорошо выглядел со стороны. Мы даем людям возможность забыть о сторонней оценке. Мы создаем условия, чтобы человек познакомился со своим телом и душой, чтобы он раскрылся, и чтобы он получил удовольствие от того что поет, играет и танцует. Пусть ему будет интересно познавать себя и пробовать то, что не получается. Пусть ему будет легко открываться другим и доверять им.

Мы ведем людей к тому, чтобы они проявлялись искренне и сонастраивались. Очень важно уйти от образа «ведущий учит играть и танцевать» к образу «ведущий помогает участникам разучить новую игру и танец самим». Ведущие, помните, вы не Боги. Мужчина, может быть, ходит пешком на работу, потому что неуютно чувствует себя в автобусе с чужими людьми, а вы задались целью за 5 минут научить его кружить по залу партнершу и целовать ее в конце игры. И таких особенных людей у вас целый зал.

Просто любите людей и позволяйте им проживать собственный опыт, искренне радуйтесь за успехи и понятно объясняйте ошибки. Иногда достаточно сказать людям, что танец складывается из движения и внимания каждого, попросить смотреть сразу в три стороны: в свое движение, в общее движение в круге и в движение круга в пространстве. Отдайте людям ответственность за создание общего танца.  Не тащите его на своих плечах.

3.  Третий пункт вытекает из второго. Ведущему необходимо ясно видеть, ясно мыслить и ясно излагать, чтобы все участники могли творить вечер.  И вот тут мы, как ни крути, упираемся в тему очищения и убирания помех. Если ведущий ясно видит образ и ясно его передает, то участники ясно его воспринимают и воссоздают. Если ведущий погрузился в муть своих переживаний, то участникам очень сложно понять, о чем им говорят.

Также ведущему нужно ясно видеть помехи участников. Вот человек не может танцевать, потому что у него зажата верхняя часть туловища - его нужно раздвигать . Вот партнер боится танцевать - можно доброжелательно пошутить в тему, страхи хорошо убираются смехом. Вот человек ушел в переживания - можно прохлопать, выяснить возраст западка и вдохи, попросить записать на бумагу и обвести в кружочек, чтобы не мешало, без объяснения, что вы делали, оставить подробности на потом, если человеку будет интересно. Вот люди утекли в посторонние разговоры или дела - похлопайте громко в ладоши, попросите вернуться в состояние «здесь и сейчас».

4. Четвертый пункт тоже вытекает из второго. Всё делаем на практике. Не стоит рассказывать  о том, какой будет танец или игра полностью. Вообще, говорить надо мало. Надо показывать. Сказали 2-3 слова; показали; повторили вместе с участниками. Можно сделать пробный круг и по ходу останавливать, исправлять ошибки. А потом включили музыку и позволили участникам сотворить их общий танец или игру. Если не получается, можно остановить музыку и запустить заново. И самое главное в этот момент - это продолжать получать удовольствие от того, что происходит. А не впадать в переживание о том, что вот мы уже 10 минут не можем запустить танец, и читать лекцию с подробными объяснениями, как нужно танцевать. Снова показываем на практике и делаем вместе.

Тем, кто сильно волнуется и много говорит, потому что хочет непременно нанести добро и причинить всем пользу, хочу сказать: вообще забудьте о том, что вы ведущий. К вам пришли люди, они хотят весело и радостно провести время. Для этого им нужно знать, чем себя занять. И вы как раз это знаете. Просто покажите им, что можно сделать. Можно вот так подвигать руками, вот так потопать ногами, а потом присесть. И оставьте их в покое, пусть пробуют. Не нужно каждому рассказывать о том, как делать идеальные шаги и приседания  и как их не делать, и расстраиваться от того, что у людей не получается.  Пусть наслаждаются изучением нового, пусть пробуют.

Также будет лучше не рассказывать, как хорошо это делали другие люди на другой вечёрке и как хорошо бы мы могли это сделать, если бы мы чаще встречались или нас было бы больше. Не нужно принижать достижения тех, кто находится «здесь и сейчас». Забудьте о том, что могло бы быть. Сейчас происходит всё самое лучшее, что могло бы произойти в данное время в данном месте с данными людьми.

5. Не позволяйте другим участникам становится ведущими. У вас есть ясный образ вечёрки, ее структуры, вы знаете, откуда вы пошли и к чему ведёте. Даже очень интересная игра, предложенная участником, может нарушить течение силы, если будет вставлена не вовремя. Обмен знаниями можно оставить на потом.

6. Очень важно довести игру или танец до конца, то есть до того момента, когда у всех получится, когда будет пик радостных переживаний и начнется небольшой спад. Не уступайте участникам, когда они просят прекратить игру или танец, которые не получаются или даются нудно. Если вы пойдете на уступку, у вас будет сильный отток силы, а участники в дальнейшем так и не станут играть в эту игру или танцевать этот танец.

7. Нужно объяснить людям цель вечёрки. К чему мы хотим прийти - к наполненному состоянию. А потом объяснить, что нам поможет:
- прямая спина, макушка тянется в небо, стопы заземляют, статность
- отсутствие прыжков, раскачиваний и развязных движений, тело собрано вокруг внутреннего стержня, оси
- одновременное внимание на себе, соседях и пространстве вокруг
- взгляд в глаза партнера
- искренность
- позволение

Я очень хочу поблагодарить всех, кто учил и учит меня танцевать и водить хороводы. Я знаю, я вижу, как быстро и сильно эти танцы меняют людей. Это очень полезные и результативные практики.
Ещё я очень благодарна всем моим друзьям и учителям, через кого мне пришли знания по душеведению и очищению сознания. Сейчас, когда я сама ежедневно изучаю эту тему и убираю помехи, мне стало намного легче видеть состояние других людей и видеть, что происходит в кругу во время танцев.

Мне очень хочется, чтобы ведущие могли ясно видеть участников вечёрки вместе и каждого по отдельности и давали людям возможность уйти с вечера в самом благостном состоянии. Да будет так!

умения, очищение сознания, народная культура, хороводы

Previous post
Up