Киноархив: «Дивергент» (Divergent)

Apr 19, 2014 13:30

США, реж. Нил Бёргер, в ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Зои Кравиц, Джай Кортни, Кейт Уинслет, Эшли Джадд, Мэгги Кью.

Голливуд вновь оборачивает махровую пропаганду в цветастый фантик блокбастера.

Люди будущего в целях достижения стабильного миролюбивого общества разделены в соответствии со своими умениями: ты либо умный, либо дружелюбный, либо самоотверженный, либо смелый, либо правдивый. Выбор соответствующей фракции каждый должен сделать в 16 лет, и выбор этот - уже на всю жизнь (предусмотрен и вариант, что ты вообще никто, но это уж если совсем не повезло). Юная Беатрис решает, что она - бесстрашная, в связи с чем проходит ускоренный курс молодого бойца, постепенно влюбляясь в одного из старших товарищей. Эрудиты между тем затевают военный переворот.

Жизнь страшна, но потом будет ещё страшнее. Наверное, это требует какого-то особого осмысления - то, что антиутопия, которая когда-то интересовала преимущественно авторское кино, в последние годы решительно перебралась в сферу блокбастеров. Огромные деньги тратятся на то, чтобы рассказать, как плохо всё будет, - и гигантские суммы собирают те фильмы, которые достигают в этом особых успехов.

Зрители в своём большинстве перестали бояться врага, который нападает извне. Зло теперь подбирается к героям изнутри, оно - среди нас, зачастую мы его сами и вырастили. Мы сегодняшние убиваем нас будущих. Эта философская тема, как ни странно, находит отклик в сердцах миллионов.

Конечно, в таком рассказе главное - найти верную пропорцию. При которой страшное отпугнёт лишь отчасти, а всё прочее будет работать исключительно на узнавание. Сложно, например, помогать другим, когда при этом тебе самой не разрешают долго смотреться в зеркало. Классно пролетать, держась за трос, над ночным городом после успешно выполненного задания. Ещё круче представлять опасность для действующего строя: вынесенные в заголовок фильма дивергенты нестандартно мыслят и не умеют подчиняться - идеал для любого старшеклассника. «Фракция - выше крови», - это одновременно и образец дружбы, и догма, которой хочется непременно противостоять. Ровно как и лозунг «Будущее принадлежит тому, кто знает, где ему быть»: вроде бы и да, но вдруг я всё же передумаю?..

На противоречиях всё и построено. И бесстрашие здесь того рода, что заставляет молодёжь цепляться за вагоны. По идее фракция воинов призвана защищать город и его жителей, всякий день превращая в подвиг; на практике у нас каждый месяц таких вот «бесстрашных» из-под колёс электричек достают. Бесстрашные никогда не сдаются - иначе перед ними возникнет угроза отчисления. «Глупые и смерти ещё не боятся. Идеальное пушечное мясо», - как говорил пропивший глобус географ. Не в первый раз уже приходится удивляться: по всему выходит так, что Голливуд целенаправленно готовит нас к третьей мировой.

Обучение идёт в притворно лёгкой и развлекательной форме. Потому как все яростные драки и опасные прыжки вроде бы лишь служат фоном для того, чтобы девочка задала мальчику свой Главный Вопрос («Какие у тебя тату?» в данном случае), а затем, когда всё на мази, целомудренно его отстранила: «Я не хотела бы торопиться». Опасность в том, что девочки захотят увидеть себя в этой героине, себя в объятиях этого героя - после чего подойдут к военруку и скажут: «Разрешите встать в строй, дайте мне быстрее винтовку!»

«Дивергент» - очередной пример, когда условный американский Минкульт выполняет негласное задание условного американского Минобороны. Вот какой должна быть правильная современная пропаганда. Захочет ли кто в бою умирать за условного Обаму? А вот за такую девку, как эта Беатрис, и под пулемётный огонь пойти можно.

Имеем ли мы сегодня аналогичных героев? - вопрос, который ощутимо разливается в воздухе задолго до финальных титров. Поэтому с Охотного ряда и звучат то и дело призывы квотировать да бойкотировать американское кино, несущее в наш тихий мирок чуждые ценности. С каждым подобным фильмом эти призывы будут всё громче. Но это то, что мы сами и вырастили.

«Ридус», 8 апреля 2014 года, «Если завтра война: «Дивергент» как новое предчувствие».

***** + анонс в «Обзоре кинопремьер»:
Выбирая между отречением, эрудицией и бесстрашием, Беатрис выбирает бесстрашие - и теперь обречена запрыгивать на едущий поезд, спрыгивать с него на полном ходу, получать в нос от более сильной соперницы и отбиваться от атакующих птиц во время тестовых галлюцинаций. Наградой за это служит улыбка няшного наставника, итогом - спасение человечества от бесчинств тирании.
Не дожидаясь результата проката (вернее, полностью уверенная, что они будут более чем положительными), студия уже запустила в производство вторую и третью серию.

, киноархив, Ридус

Previous post Next post
Up