США, 2014, реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, в ролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Роберт Редфорд, Сэмюэл Л. Джексон, Энтони Маки, Себастьян Стэн, Коби Смолдерс.
Пока Капитан Америка вновь борется с присосавшимися к США фашистами, Наташа Романофф дёргает за ниточки в Киеве.
Капитан Америка обживается в современном Вашингтоне, по крупицам заполняя пробелы в собственном образовании, навещая бывшую (теперь уже глубоко престарелую) подружку и время от времени выполняя задания Щ.И.Та. по зачистке той или иной территории. Между тем на Ника Фьюри совершено покушение - и дело, судя по всему, связано с проектом «Озарение», запускать который агентство собирается буквально на днях.
Уже сейчас можно со всеми основаниями предполагать, что основным достижением «Marvel» в кино в исторической перспективе будет окончательная легализация жанра детского боевика, золотая формула которого идеально укладывается в знаменитое «и себя показать, и чтоб мама не ругала». Ведь с одной стороны, вся вселенная «Мстителей» вроде бы и правда подходит под определение боевика - и в данном конкретном фильме есть несколько вполне себе выдающихся экшен-сцен, позволяющих отнестись к нему с достаточной долей уважения. Но хотя здесь и стреляют, отношение к происходящему ни разу не превышает той зарубки на дверном косяке, что соответствует 12-летнему возрасту. Да что там, на «Мстителей» идут даже первоклашки - ведь родители понимают, что «ничего такого» их дети здесь не увидят. Прошли те времена, когда боевик оставался сугубо мужским развлечением. Если в исконно жёстком жанре и можно было добиться стерильности, то «Marvel» это удалось - и кассовые сборы свидетельствуют, что людям, в принципе, подобное нравится.
Ещё одним, необыкновенно важным фактором, по которому детское кино можно отличить от любого другого - это стойкое нежелание подниматься выше определённого той самой зарубкой уровня не только в плане того КАК, но и ПРО ЧТО. Вот вроде бы и хочется авторам фильмов развить тему терроризма - но обязательно надо в итоге соскочить в комедию. Вот вроде и тянутся ручки к новой мировой войне - да непременно нужна фоном сказочка. Так и здесь: вроде как и проскальзывает смело критика действий американских спецслужб (посмели бы у нас сравнить ФСБ с фашистами! ох, что бы тут было) - а потом бац! - и Сокол взмахивает своим механическим крылом, и Капитан бросает свой щит на врага, и Наташа Романофф скорбно вздыхает: «Похоже, я променяла КГБ на “Гидру”» - ну что это такое!.. Тут есть моменты, когда кажется, что с тобой начинают говорить о серьёзных вещах, но шаг в сторону - и снова тот же детский сад, штаны на лямках. И высокой трагедии ну никак не выходит - да и снимать её определенно никто не собирался.
Так что все эти «Ты спас этот мир, а мы его испоганили», «Цена свободы высока, так было всегда», все эти опасения, что можно антидемократическим путём уничтожить всю (даже потенциальную) оппозицию разом - всё это лишь голливудская игра на каких-то базовых, почерпнутых из телевизора понятиях, не несущая под собой никакой высокой идеи. Нет никакой гарантии, что посмотревшие фильм ребятишки прикроют однажды кого-нибудь своей грудью - скорее, они останутся ждать, когда прилетит Капитан Америка и лично со всем разберётся. Хорошо это для кино, плохо? Просто жанр такой - ничего более.
Кстати, в финале упомянутая уже Чёрная вдова Наташа Романофф, не раз по ходу действия вспоминающая своё советское прошлое, признаётся герою, что «подёргала за ниточки в Киеве». Не знаю, зачем я вспоминаю сейчас эту деталь.
«Ридус», 1 апреля 2014 года, «Детский боевик как примета времени». *****
+ анонс в «Обзоре кинопремьер»: Советский ствол задействован в покушении на Ника Фьюри, на Капитана Америку объявлена охота, а проект «Озарение» грозит в считанные секунды изничтожить всю оппозицию. Надо что-то делать. После «Мстителей» герои «Marvel» вступили в «фазу 2» - и готовятся теперь, соответственно, ко вторым «Мстителям».