Киноархив: «Шагал - Малевич»

Apr 05, 2014 00:24

Россия, 2014, реж. Александр Митта, в ролях: Леонид Бичевин, Кристина Шнайдерман, Анатолий Белый, Семён Шкаликов, Дмитрий Астрахан, Яша Левда, Алексей Овсянников, Александра Журавлёва, Сергей Мигицко.

В 1887-м году в Витебске во время пожара в еврейском квартале родился мальчик, которого весь мир впоследствии узнает под именем Марка Шагала. Он проживёт необычайно долгую жизнь, но фильм расскажет лишь о нескольких её эпизодах - о возвращении из Парижа, где молодой художник учился, в родной городок, о невозможности уехать обратно в связи со свершившейся революцией и о мечте сделать из Витебска город искусств, оазис счастья, с которого начнёт преобразовываться страна. С одной стороны поддерживать начинание будет бывший поэт Наум, ставший теперь комиссаром, с другой - приглашённый в новообразованное художественное училище педагогом Казимир Малевич, проповедующий исключительно супрематизм. Разногласия между Шагалом и Малевичем по целому ряду вопросов, потенциальный любовный треугольник, то и дело грозящий возникнуть вследствие того, что Наум любит жену Марка Беллу, а также служащие фоном суровые постреволюционные дни - вот то, что наполняет два часа экранного действия чувствами и некой энергий.

Новый фильм отечественного классика Александра Митты просто обречён остаться в истории благодаря столь крупным именам своих героев - отчасти как биография великих художников, отчасти как свидетельство о страшной эпохе, в которую им пришлось жить, отчасти даже как учебное пособие. Режиссёр в меру возможностей оживляет известные картины, вовсю играет с изображением, с ракурсами и цветом, добавляет жизни (еврейская свадьба), символики (разбитый рояль) и спецэффектов (звёздное небо ярким днём), вкладывая при этом в уста как Шагала, так и Малевича их подлинные слова, почерпнутые из самых разнообразных источников - манифестов, писем, воспоминаний и проч.

Сказать честно, фильм получился не шибко современным и во многом даже наивным - что, впрочем, в определённой мере соответствует художественному методу самого Шагала (см. его знаменитые полотна «Над городом» и «Прогулка). Голый студент отказывается от подаренной друзьями проститутки. Любимая, встретив суженого, срывает с него парижскую шляпку. Вся война представлена голой бабой на пожарище. От вручённого маузера натуральным образом переворачивается голова. Будущие ученики устраивают на радостях хоровод. Поклонница приходит к жене Шагала со словами: «Я люблю вашего мужа и хочу с ним быть». Художественный спор, развернувшийся между мальчиками в бане, приводит к яростной драке (право, с девчонками было бы веселее). При аресте Малевича юные художники рьяно раскрашивают чекистов. Коллега Наума предлагает разоблачить надоевшего мастера и расстрелять - исключительно ради создания новой ячейки общества. Обыватели вздыхают: «Какая власть, такие и художники». Представители власти недоумевают: «Очень художники распустились - не поймёшь, где заумь, а где контрреволюция». В конце концов Шагал с семьёй улетает от погрома вместе с расстрелянным раввином и убитым комиссаром…

Всего этого чересчур, с лихвой, с избытком. Но как сказать, что это плохо? Нет, вовсе не плохо. Просто мы отвыкли от того, что и так тоже можно снимать кино. Но ведь можно, можно. Фильм же смотрится - значит, приём оправдан, и целом состоявшееся произведение с полным правом можно назвать большой - по нынешним антихудожественным временам - творческой удачей.

«Ридус», 4 апреля 2014 года, «Обзор кинопремьер: стартап Шагала, головоломка Малевича».

См. материал Киноридуса о встрече с режиссёром Александром Миттой: «Тезис фильма: борьба идей в клубке страстей, когда жизнь не стоит ничего, а искусство кажется всем. Тогда было такое преувеличенное мнение о ценности искусства. И на самом деле Россия переживала невероятный расцвет искусства - впервые за всю историю. Всё новаторство - Маяковский, Татлин, конструктивисты, «Амазонки авангарда», - всё это было впервые, всё это было новое слово в искусстве. Это давало ощущение радости. Я когда читаю про них, они были радостные - а вокруг-то с утра до ночи убивали! Убивали, убивали и убивали - это было нормой жизни. Такой вот период, когда в море крови рождалось самое светлое, жизнерадостное русское искусство».

, киноархив, Ридус, Митта

Previous post Next post
Up