Oct 07, 2012 11:55
Про встречу с южнокорейским мэтром и про общие впечатления от «Арирана» можно понять из официальной редакционной заметки, а вот «Пьета» и правда требует разговора отдельного. Правда, сейчас короткого - хотя наверняка порассуждать о ней представится еще много поводов, благо и на фестивале фильм наверняка победит, и потом, думаю, еще и оскаровскую номинацию получит, почему бы и нет. Если в трех словах - фильм действительно мощный. Не знаю, что там с «Мастером» было, но в любом случае нельзя сказать, что «Лев» достался незаслуженно. Вообще, это, конечно, довольно больной вопрос - можно ли включать такую картину (такую и по уровню, и по уже полученному признанию) в конкурс маленького фестиваля, где и жюри изначально будет под некоторым давлением, и зрители стоя хлопают мэтру, и прочие участники не факт, что смогут соответствовать. И понятно, что многое решает контекст, то поле, в котором оказался фильм - но очевидно, что папа Ким делает всех на счет «раз». Правда, из-за пятничного пропуска я еще не посмотрел двух фильмов (сегодня буду догонять) и поэтому прогноз не до конца объективный, но выделяется, выделяется «Пьета».
Кстати, только видя Ким Ки Дука понял, что не видел на этом фестивале прочих конкурсантов - обычно ведь приезжают. Наверное, решили на этой части сэкономить - ну и ладно, главное - фильмы.
Ну пойдем дальше. Судьба давала мне шанс не посмотреть «Keep smiling» (именно на этот фильм я спешил в четверг, да проектор сломался и сеанс отменили), но я им не воспользовался - а картина оказалась единственным (пока) разочарованием фестиваля. Она не то чтобы плохая - но шаблонная. Проходит конкурс красоты «Грузинская мать», участвуют женщины с 3-4 детьми, приз - бабло и квартира. Ну и понятно, что там за ад: у всех неустроенная жизнь, кого-то выселяют, у кого-то несчастная любовь, а продюсер шоу им: «Улыбайтесь, улыбайтесь!» Как это сделано - легко себе представить уже по пересказу. И хотя в основе - вроде как реальная история, но выглядит всё до боли предсказуемо. Хотя именно такие зрители нравятся «народу» - но фестиваль «Завтра» хорош как раз тем, что приветствует все-таки не «народные» фильмы. Так что в программе «Keep smiling» оказался, судя по всему, чисто в знак дружбы с грузинским народом.
По реальной истории поставлен и «Порфирио» - главный актер играет сам себя. Но я этого не знал (синопсисов я стараюсь не читать заранее), поэтому был чист восприятием. История проста: неходячий инвалид прикован к коляске. Его моют, перекладывают туда-сюда, он смотрит на улицу; такая чисто растительная жизнь, знаем мы такие фильмы... Но через час он вдруг покупает гранату - и тут я понимаю, что следующий фильм (там было пересечение по времени) мне придется смотреть не с начала. Имейте, кстати, в виду, молодые кинематографисты - в вашем фильме должна быть граната, без нее нынче никак.
Увы, «Спящая красавица» оказалась именно тем фильмом, который имеет смысл смотреть именно с самого начала: опоздав минут на десять, я потом очень долго «врубался», что же, собственно говоря, происходит. То есть, я пропустил вводную часть - а она была базисом для всего остального. Потом, правда, кусочки пазла сложились, а после фильма я еще и потребовал пересказа (спасибо) - так что в итоге суть, конечно, я понял. Это сложносочиненная история - особенно по сравнению со всеми остальными конкурсантами; там четыре новеллы, объединенные не вплотную, а, скажем так, метафизически. Такое авторское-авторское кино (и тоже в основе - реальность, какая-то мощная итальянская трагедия, не дошедшая, кажется, до наших телевизоров), но в целом впечатление складывается положительно, мысль автор доносит.
Хороший фестиваль, хороший.
Ким Ки Дук,
Золотой лев,
Завтра,
Оскар