История сигареты в кино

Mar 19, 2012 12:39

Так-то я редко обращаю внимание на рекламу в журналах и газетах, а тут на днях глаза сами собою несколько раз прилипли к разным, но одинаковым по сути страницам: красивые, нарядные, симпатичные тёлочки и бойкие, целеустремленные красавчики (по отдельности, компашкой, парами) круто позируют и явно радуются жизни; а внизу крупно-крупно: «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ». Или наоборот - сперва обращаешь внимание на предупреждающую надпись, и только потом - на тех, кто почему-то читать не умеет.

И стоило мне только подивиться - как тут же (закон парных явлений) попадается на глаза соответствующий текст («Огонёк», №11, 19.03.2012) о том, как некто Эдвард Бернейс по заданию American Tobacco прививал американцам интерес к сигаретам:

«… Бернейс быстро понял, какое влияние на зрителя могут оказать сигареты в фильме. Бернейс знал, что фильмы могут формировать культурные стереотипы и желания покупателей задолго до того, как "размещение продукта" стало одним из главных средств маркетинга и продвижения.

Он написал (разумеется, анонимно) статью, адресованную режиссерам и продюсерам, в которой рассмотрел ряд драматических эпизодов, которые можно сыграть с использованием сигареты: "Сигарета становится главным актером в немой сцене или в разговоре. С ее помощью можно выразить столько смысла, сколько не передать словами".

Бернейс составил список ситуаций в фильмах, когда можно использовать сигарету. Он утверждал, что, оперируя сигаретой, можно изобразить различные типы личностей и различные эмоции. С помощью сигареты можно создать многочисленные психологические образы. Застенчивый герой зажигает сигарету, чтобы взять себя в руки перед первой встречей с будущим тестем. Преступник жадно курит, чтобы успокоить нервы или совесть. Но, возможно, самыми драматическими сценами являются такие, в которых сигарета не закуривается. Сколько смысла можно выразить сценой, когда курильщик слишком взволнован, чтобы закурить! Игрок, проигравший в казино последнюю тысячу долларов, достает дрожащими руками сигарету, которая падает на пол, - мы понимаем, что он в отчаянии. Обманутый муж, покинутый бессердечной женой, тянется за сигаретой, но роняет пачку, что говорит о его потерянности. Разъяренный мошенник, обманутый своим напарником, со злобой ломает сигарету, словно это тело и душа его бывшего приятеля, которому он таким образом отомстил. Вложенная в руки или рот хорошего актера сигарета может стать выразителем смысла в любых жанрах, начиная с веселой комедии, заканчивая проникновенной трагедией.

Как и планировал Бернейс, в 1930-х годах сигарета стала важным помощником режиссера, причем часто она привносила в образ довольно привлекательные черты. Даже беглый обзор великих фильмов 1930-х и 1940-х годов говорит о том, что сигарета стала выражать социальные стереотипы повседневной жизни. Фильмы отражали социальные и культурные нормы и в то же время создавали стиль и моду.

В 1948 году журнал Atlantic Monthly представил перечень эмоций, которые можно сыграть при помощи сигареты (эта статья была эхом статьи Бернейса). Авторы утверждали, что, используя сигарету, можно изобразить самоуверенность и робость, тревогу и удивление. Они советовали актерам: "Чтобы сыграть тревогу, быстро возьмите сигарету, зажгите ее, делайте короткие затяжки, шагая по сцене (перед камерами) назад - вперед. Потушите наполовину докуренную сигарету и достаньте новую". Чтобы изобразить "острую душевную боль", актерам предлагали "смять в пепельнице недокуренную сигарету". Робость советовали сыграть, теребя сигареты и спички.
И наконец, "дикую страсть", по мнению авторов, можно представить так: "Возьмите в рот две сигареты, закурите обе, а затем, со страстным выражением лица, отдайте одну партнерше". Примерно такую же сцену сыграли Пол Хенрейд и Бетт Дэвис в популярном фильме "Вперед, путешественник" (1942). Ну и, конечно же, пара, курящая в кровати, служит верным признаком недавней сексуальной активности. …»

СМИ, пресса, история кино, знаете ли вы

Previous post Next post
Up