Классика: «Всё о Еве»

Mar 29, 2011 13:25

60 лет назад блогеры того времени вовсю обсуждали присуждение премии «Оскар» фильму «Всё о Еве». Да, это было 29 марта 1951 года. Как много с тех времен изменилось. Кино стало совершенно другим. Трудно даже помыслить о том, чтобы такое кино побеждало бы и сегодня. Другие стандарты, другие глаза - и у нас, и кинодеятелей. «Театральщина» как прием кажется страшным анахронизмом. А у Манкевича едва ли не единственный проход героев по улице - и тот снят комбинированным способом на фоне задника; декорации, декорации - и разговоры, разговоры; весь мир - театр, и весь фильм - сплошное тому подтверждение.

И как просто решена главная интрига. Сейчас бы как - и предостерегающую музыку бы подпустили, и крупный план со злобной усмешкой и недобрым взглядом. Всё для того, чтобы мы изначально всё знали - и тревожились бы саспенсом: вот-вот, сейчас-сейчас… Манкевич не делает ни намека. Вообще. Кто смотрит картину впервые и ведать не ведает, что будет, принимает всё абсолютно за чистую монету. И если вдруг засыпает на середине, то пересказывает совершенно не тот сюжет. Ему попросту не за что зацепиться, настолько всё тут прозрачно и безоблачно. И этому легко поверить - потому что даже зная, чем дело закончится, все равно всю первую половину картины (если даже не две трети) идет ощущение, что здесь что-то не так и те, кто описывал фильм, выдавая главный его спойлер, были почему-то неправы. Настолько Манкевич остерегается предостерегающих акцентов. Настолько он вместе со своими героями. Он не выше их - он как будто не знает финала и смотрит на всё теми же глазами, которыми смотрят и они. Для него нет доброты с фигой в кармане - поэтому и нам этой фиги не видно. А это ведь тоже надо уметь - знать, что фига имеется, но никому не выдать это свое знание до поры до времени.

Случайно пришла на ум басня «Ворона и лисица». И мгновенно - как всё попадает!

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

Ворона - есть. Сыр - пожалуйста: роль. Лисица - имеется.

«Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!..

…Сыр выпал - с ним была плутовка такова».

Один в один - с подменой некоторых деталей.

Как басня схватывает вечные и неизменные пороки человеческие, так и фильм «Всё о Еве» схватил то, что неизменно и вечно в творческой среде. Современный «Черный лебедь» рассказывает почти что о том же - но с другой, жестко персонифицированной точки зрения. А у Манкевича нет главной героини - он отстранен; но и в этом тоже часть его силы. Поэтому на «Оскар» вместе с ним выдвигались аж четыре (!!!!) актрисы (две за главную роль и две за второплановую - уникальный случай), но получил актерскую награду только мужчина, сыгравший критика - и одновременно рассказчика; как и автор, он был всё время в стороне от происходящего и вмешался только в финале.

В тот год еще номинировался «Бульвар Сансет» - получивший как лучший фильм «Золотого глобуса». Возможно, критикам тех лет неприятно было увидеть себя со стороны. Зато актеры, которых большинство в Киноакадемии, оказались, судя по всему, польщены тем, что кто-то сумел рассказать о них - таких талантливых (а Ева талантлива) - всю правду, умудрившись их при этом нисколько всерьез не обидеть.

я умею читать, Манкевич, классика, киноведческий обзор, посмотренное, Оскар

Previous post Next post
Up