Классика: «Джейн Эйр» (1943)

Mar 28, 2011 12:00

Посмотрел «Джейн Эйр» 43-го года. И в качестве моральной подготовки к новой экранизации, и в знак прощания с Элизабет Тейлор - здесь она сыграла одну из первых своих ролей. Ей лет 11, и она в титрах даже не поименована (что за гнусные, к слову сказать, были нравы: столько людей в фильмах играло - а в титрах от силы человек десять-пятнадцать помещали!..). Хотя имела бы право - роль у нее пусть и крохотная, но не последняя: и со словами, и даже со смыслом.

Тейлор играет ту единственную девочку, которая пожалела бедняжку Джейн в злостном интернате, где ту, несчастную, гнобили и обижали, спасая тем самым той душу. Когда Джейн была наказана одиночеством (никто не имел права к ней подходит), юная Лиз не только принесла ей покушать пирожок, но и подружилась с ней, и вообще. Но горе - сильный непрекращающийся кашель, усугубленный к тому же тем, что злодей-воспитатель выгнал девочек мерить круги под ужасающим ливнем; девочка слегла. Джейн в слезах стоит у ее постели; та же утешает ее словами, что вовсе не боится умирать - и душевная доброта ее настоль велика, что она предлагает даже подружке лечь с нею рядом, дабы согреться; наутро Джейн обнимает охладевшую руку… Плача над могилой, она решает сбежать из адовой школы - но добрый доктор уговаривает ее остаться: ибо надо терпеть и получать то, что должно, ради знаний снося удары судьбы и покорно подставляя голову новым несчастиям.

И вот повороты судьбы: та девочка, что изображала собственно Джейн - страдала и мучилась, и произносила пламенные монологи, и была мила и явно небесталанна, - она в дальнейшем пусть и играла, но совершенно не прославилась, и вообще давно умерла в отнюдь не старом еще возрасте. А Лиз - здесь всего лишь пару раз скорбно улыбнувшись и подав несколько как будто бы подхватывающих реплик - получила в итоге всё и даже с горкой. Интересно, можно ли было это в 43-м году предполагать?..








Сам же фильм оказался очень хорош. Режиссер - Роберт Стивенсон, спустя два десятилетия вошедший в историю кино своей версией «Мэри Поппинс», а в остальном, кажется, не очень прославившийся (тут, впрочем, я могу ошибаться, смотрю на фильмографию беглым глазом). И он, конечно, оказался в слегка затруднительном положении, так как был вынужден режиссировать Орсона Уэллса, уже снявшего лучший фильм всех времен и народов по неоднократным опросам всех критиков современности (вопрос, правда, так ли это было очевидно и всеми признаваемо именно в то время) - это была едва ли не следующая (через одну) его актерская работа после Кейна. Саму Джейн сыграла Джоан Фонтейн, уже получившая «Оскар» - она, кстати, и ныне жива и здорова (ей 93 года!), как, кстати, и ее сестра Оливия де Хэвилленд (я только сейчас узнал, что они сестры - вот ведь семейка! - и «Оскары» у обеих, и слава на весь мир, и долгожительницы нам на радость какие!) И надо сказать - все они стараются, горят страстями и пр., честно отрабатывая гонорары по полной. То есть, это совершенно добротная такая экранизация, отнюдь не устаревшая ни по своей идейной наполненности, ни по своим кинематографическим достоинствам. Необходимо также отметить - если уж продолжать что-то тут отмечать - и замечательную (какой свет, какие узоры из теней!) операторскую работу Джорджа Барнса, у которого - вот ведь как сложилось - тоже уже было «Оскар» за хичкоковскую «Ребекку» с той же Фонтейн; вообще, даже удивительно, что картину, снятую такими титулованными творческими единицами, в итоге обделили всяческими наградами, даже никуда в свое время не номинировав. Впрочем, это не помешало ей остаться в веках - и новые поколения еще не раз к ней, я уверен, обратятся.

классика, Элизабет Тейлор, киноведческий обзор, посмотренное, кадры

Previous post Next post
Up