На фестивале были представлены и мэтры - на разных пиках творческой формы. Сперва о том, что понравилось.
«Против течения» Михаила Дурненкова - очень сильная, по-настоящему плотная вещь, такое безусловное пятьсплюсом. Про человека, который отправляется куда-то совсем уже в глухомань, на БАМ, идет в одну сторону, потом в другую, и вокруг него всё люди, и люди, и люди, и в конце концов он там остается и растворяется без остатка. Разумеется, с «Юрьевым днем» это только самый ленивый не сравнит - совпадения (быть может, и ненамеренные) настолько на поверхности, как та нефть, что в финале. Но что по мне - так и хорошо, так и замечательно. Для меня «Юрьев день» - очень сильная картина, возможно, вообще одна из главных наших картин 2000-х, и как бы я не вижу ровным счетом ничего плохого в том, что кто-то двигается в том же направлении. Любой фильм можно с чем-то сравнить - и в данном случае это сравнение как раз из тех, что можно причислить к приятным. И это притом, что любому - даже подтверждающему совпадения - вполне очевидно, что «Против течения» - более чем самодостаточная вещь, в принципе не нуждающаяся в «поддерживающих» сравнениях, мастерски продуманная, отлично написанная, и на самом деле - классика уже по факту самого своего создания. Вот побольше бы такого кина у нас в стране было.
Не уверен, что читке что-то такого придала режиссура Екатерины Шагаловой - разве что (раз уж я отмечаю тут мизансцены) находка со столом была тоже правильная и как-то располагающая. Из актеров отмечу нежно обожаемую мной Дарью Екамасову - вот отдельное спасибо оргкомитету за то, что на такие читки привлекаются не абы кто, а такие по-настоящему серьезные актерские силы; раз хорошие актеры идут на это дело - значит, чувствуют, что и им это надо, значит, дело и правда это всё очень нужное. Про Екамасову же - мне уже, кажется, приходилось не столь давно про это упоминать, но если и да (тем более, если и нет), повторить совершенно не грех будет. Вот это сейчас добрая половина людей полезет в сеть при ее имени, мол, кто такая, но вот пройдет год - и выйдет смирновская «Жила-была одна баба», и вот тут уж - к гадалке не ходи - всем уже станет окончательно очевидно, насколько это крупная и серьезная, и просто очень талантливая актриса. Так что тут просто подождать немного осталось. А в ожидании, повторюсь, очень приятно на нее посмотреть было.
«Сломанные (Бедные в космосе)», Максим Курочкин, режиссер Михаил Угаров. Очень интересно. Очень оригинально и очень интересно. Сюжет: будущее, 23-й век. Мужик-космонавт вертится за пределами пояса безопасности, подбирая спасательные капсулы. Вместе с ним на борту - дочь, беременеющая едва ли не от каждого. Дети - в специальном «комбайне» под присмотром роботов. Однажды подбирают красавца, генетически предрасположенного к преступлениям - это еще при рождении определили те же роботы и предусмотрительно натянули на него некий «скелет», предотвращающий вспышки агрессии. И это притом, что в этом мире уже давно забыли, что такое элементарная пощечина, а уж тем более удар по лицу с оставлением на оном фингала.
То есть, такое вот размышление на тему, как всё будет. Имеющее, разумеется, больше корней в сегодняшнем дне, нежели в потенциальном 23-м веке. Конечно, весь зал (битком набитый) покатывался от хохота на каждой третьей сцене - взять хотя бы эпизод родов, когда героине надо срочно успеть на какую-то презентацию, но вот воды уже отошли - и чтобы не пропустить мероприятие, она решает закончить всё по-быстрому: рожает за десять минут и довольная отправляется, куда собиралась, лишь случайно (как кажется) вспомнив, как там ребенок, получился ли - а тот под присмотром роботов, что ж ему сделается; ну, родила - и пошла. Да, смешно.
Как показало последовавшее за всем этим обсуждением, я не очень, блин, и не до конца всё понял. То есть, мне очень понравилось - но я воспринял это как нечто больше про детей и про то, что нечего их роботам доверять, а надо самим воспитывать. Люди, не такие глупые, как я, прочитали это - и тут мне надо довериться их мнению - как рассказ о том, что мир без насилия не полон и как-то однообразен. Наверняка, там и еще какие-то смыслы могут образоваться при более внимательном ознакомлении. Главное, что вещь сама по себе - хорошая.
Говорили, что ее можно очень легко и задешево поставить - вот хотя бы здесь, или в ангаре. Но лично мне кажется, что условность - которая неизбежна при дефиците средств - погубила бы здесь всё обаяние. Все-таки роботы должны быть роботами, а космические стыковки-расстыковки - тем более что там есть вполне себе экшен-сцены - выглядеть все же так, что они именно космические, а не фанерные. Если тут и нужна условность, то отнюдь не в воссоздании этого мира. Все-таки, зритель должен поверить, что это 23-й век - и смеяться уже над ним, а не над тем, как постановщики его, дурака, за нос пытаются водить. Идеальный пример тут - «Луна». При всей ее скромности, не думаю, что она совсем уж копейки стоила. И вот если эта вещь Курочкина будет сделана на ее уровне - то да, вот тогда это может сработать. Принцип «Перемотки» с ее «шведскими» фильмами, мне кажется, здесь будет некстати - прикол тогда окажется не в том, что писатель придумал, а в том, что космос от руки нарисован; и будет уже не очень смешно.