«Весь Някрошюс» - счет 4:3 в пользу белого ящика

Oct 29, 2007 15:19


Вот и закончился фестиваль «Весь Някрошюс», из любимого города Питера я вернулся в город-герой Москву, ура.

Свое прошлое послание я закончился не очень удачной фразой - писал в спешке, поэтому как следует ее не продумал и получилось как-то некрасиво. Я по поводу высказанной мысли, что «не настолько уж он и велик», этот Някрошюс. Если выразиться точнее, целью этой всей поездки было понять, насколько Някрошюс велик для меня - мой ли он режиссер, скажем так, или не мой. Потому как нельзя отрицать то, что Някрошюс - действительно крупный режиссер, очень крупный. Это режиссер, который что-то хочет сказать - и тут не важно, любишь ты это или нет, понимаешь ли ты это или не способен. Человек, которому есть, что сказать, и который знает, на каком языке он хочет это сделать - сам по себе представляет уже немалый интерес для исследования. Тем более что площадкой для своего высказывания он выбрал театральную сцену.

И тут как раз мне было очень важно самому для себя понять, люблю ли я Някрошюса и разделяю ли всеобщую к нему любовь театральной общественности. Посмотрев все семь спектаклей из репертуара вильнюсского театра «Meno Fortas» (русскоязычный «Вишневый сад» я уже видел, осталось еще Большой театр посетить до кучи), я могу с уверенностью сказать: нет, лично я так уж особо Някрошюса не люблю. Но уважаю - очень уважаю. Мне не совсем близки его символика, дух его спектаклей - проще говоря, меня они не затягивают. Ну, нет такого, чтобы дух сперло и голова закружилась.

Вообще, надо признаться, такая прекрасная ситуация в театре - чрезвычайно крайняя редкость, но ведь хочется, хочется испытать что-то такое… завораживающее! И бывает - далеко не всегда, но бывает. Тут надо, правда, еще признаться, что в последнее время я не такой уж и театрал - не получается, к сожалению, впитывать все в том объеме, которого бы хотелось. Хотя вот пройденный мною сейчас десятидневный марафон говорит о том большом желании познать Искусство, которое у меня все же имеется. Посмотрим, как будут разворачиваться события - и что я в этом сезоне посмотрю в Москве, пока же буду потихоньку предлагать вашему вниманию отчеты об увиденном в Петербурге.

Как я уже упоминал ранее, на фестивале зрителям предлагалось оценить увиденное «за» (бумажка в белый ящик) и «против» (бумажка в черный ящик). Не знаю пока (и не знаю, узнаю ли вообще) результатов такого вот голосования, и также не уверен, что вообще правомерно делить Театр, Искусство (простите за большие буквы) на белое/черное, хорошее/плохое, быть вот так прямолинейно «за» него или «против». Но в самом примитивном своем посыле - оценить симпатии посетивших фестиваль зрителей - суть голосования понятна и даже приемлема. Хотя все же чистоты эксперимента ради организаторы должны были бы поставить там еще и серый ящик - для воздержавшихся. Тогда бы большая часть моих бумажек оказалась именно там: потому как, повторюсь, я могу оценить работы Мэтра, уважать их, но полюбить их от чистого сердца - не полюблю. Конечно, я мог бы попросту не голосовать - но так уже как-то не интересно…

Короче, для меня фестиваль «Весь Някрошюс» закончился с результатом 4:3 в пользу белого ящика. То есть, три последних спектакля, которые я посмотрел уже после того, как написал предыдущее свое послание миру - «Макбет», «Отелло» и «Фауст» - мне все же больше понравились, нежели не понравились. Еще мне, напомню, понравились «Радости весны»; голосовал я против «Гамлета» (тут особые причины) и спектаклей «Благо осени» да «Песнь песней». Так что, выходит, не так уж зазря и съездил - определенное эмоциональное напряжения я все же получил…

Но для более подробного описания моей случившейся десятидневной питерской жизни мне понадобится время, наверно, цельная неделя - так что, простите, но буду знакомить вас со своими впечатлениями постепенно.

Продолжение следует

P.S. А вот самого Някрошюса я, увы, так и не увидел. Будучи, надо полагать, человеком необычайно скромным, на поклоны он не выходил - хотя имел бы, конечно, полное право сделать это на фестивале имени самого себя.   

Някрошюс, театр, Шекспир

Previous post Next post
Up