Sep 18, 2007 22:29
В российский прокат выходит новый фильм Никиты Михалкова «12». Фильм, о котором спорить будут не меньше, чем о «Грузе 200» Балабанова. А скорее даже, что и больше: ведь имя Михалкова для российского народа повесомее будет, стало быть, и картину посмотрит большее количество зрителей.
Никита Михалков не приглашал нас в кино вот уже целых восемь с половиной лет.
Столь непозволительно долгий творческий перерыв объясняется общественными нагрузками, которые решил возложить на себя Мастер - председательство в Союзе кинематографистов, создание премии «Золотой орел»… Сможет ли искусство простить ему столь длительный простой - покажет собственно время. Но сейчас возвращение Михалкова в режиссуру, безусловно, стоит воспринимать как главное событие этого киногода. Которое, конечно же, просто обречено быть увенчано тем самым «Золотым орлом».
И самое смешное, что если так и случиться, то предъявлять претензии, в принципе, будет не к кому. Потому как первое, что хочется сказать о «12» - картина хорошая. Очень хорошая. Не снимавший много лет Михалков не растратил ни грамма своего могучего таланта - и его фильм остро цепляет, берет за живое, провоцирует на не самое приятное, если честно, сегодня занятие: подумать. Никогда не бравшийся за «опасные» темы, Михалков впервые в жизни снял социальное кино, кино, поднимающее не только общечеловеческие, но и актуальные вопросы. Вспомните, о чем он снимал раньше? Безусловно, о чести и достоинстве, о хорошем и плохом, о мелочах жизни в самом, порою, трагическом их преломлении. Но он тщательно старался не говорить о том, что здесь и сейчас. Сейчас вот заговорил. И надеется, что хоть кто-то его услышит. Спасибо.
Картина приходит в кинотеатры на волне так называемого «венецианского успеха». Однако успех этот весьма сомнителен. Ведь то, что у нас хором называют «победой», победой на самом деле ни в коем разе не является. На 64 Венецианском кинофестивале победил фильм Энга Ли - именно он получил того самого «Золотого льва», который в России многие почему-то отдают Михалкову. Картина «12» удостоена не Leone D’oro , А Leone Speciale - очень большая разница, учитывая тот простой факт, что один стоит на первом месте в списке наград, а другой - на девятом, на последнем. Хотя, конечно, все равно почетно. История, что называется, рассудит.
Говоря об обманах, связанных с «12», нельзя не упомянуть еще об одном. В картине есть один герой (играет его Юрий Стоянов), который работает на телевидении. Более того - не просто работает, у него есть собственный канал. Которым он владеет не один - а на пару с мамой... Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не распознать в этом семейство Лесневских. Михалков, тем не менее, сходство напрочь отрицает, добавляя, что ему даже обидно было бы, если бы кто-то посчитал, что он способен опуститься до карикатуры (чем персонаж Стоянова, в принципе, и является). Конечно, не верится, что режиссер мог просто проморгать аналогии, но легко найти и прямых виновников такого «наезда». Сценаристы «12» - те же самые товарищи, что несколько лет назад написали спродюсированную Дмитрием Лесневским картину «Возвращение». Тогда говорили, что оригинальный сценарий очень сильно в итоге был переписан режиссером Звягинцевым; может быть, было и что-то еще. В любом случае, сейчас мы имеем пример самой грязной мести, на которую только способен художник: вывести обидчика в своем произведении в самом что ни на есть неприглядном виде.
Михалков же, как ни странно, сценаристов хвалит, напоминая, что теперь у них уже два «Золотых льва» - за его картину (что, повторю, не совсем так) и ту, которая - цитирую дословно - «Возвращение», по-моему, называется». Оговорка, безусловно, неслучайна: Михалков знать не желает тех, кто когда-то побеждал в Венеции помимо его самого.
кинопремии,
Венецианский кинофестиваль,
Михалков,
Золотой лев,
Золотой орел,
Звягинцев,
12