41. Регионализм - это право региона самостоятельно определять свою культурную политику, поддерживать региональные традиции и региональную идентичность. Культура - важнейшая часть среды обитания, обеспечивающая качество жизни граждан. Как фон повседневного существования, отражаясь в архитектуре, поведении, информационной сфере, она должна создавать позитивную атмосферу и гармонировать со сложившимися в регионе традициями. Культурная политика региона должна увеличивать качество человеческого капитала, стимулировать интерес к образованию и развитию интеллекта, способствовать укреплению нравственности и распространять полезные для общества поведенческие нормы.
42. Культурное своеобразие региона - серьезное подспорье для экономики. Оно привлекает туристов, повышает потенциал региональных брендов, популярность местной культурной продукции (как внутри региона, так и за его пределами). Регион должен пользоваться любой возможностью, чтобы подчеркнуть и развить свое культурное своеобразие, свою непохожесть на другие регионы и страны.
43. Культурное своеобразие - важная часть региональной идентичности. Каждому человеку хочется жить в «особенном и уникальном» месте, а не в стандартном улье. Уникальность региона усиливает привязанность граждан к своей малой родине, способствует неравнодушному отношению к муниципальным и региональным делам. Даже те, кто уехал из такого региона, сохраняют привязанность к нему и формируют о нем благоприятное мнение на новой родине.
44. Для региона важно не только культивировать своеобразие, но и «экспортировать» его вовне, транслируя для внешнего наблюдателя яркий и узнаваемый региональный имидж-бренд. Это облегчает такие задачи, как привлечение инвестиций и повышение качества миграции. Региону с хорошим, ярким или «уютным» имиджем проще привлечь к себе ценных специалистов из других регионов и со всего мира. При этом регионам необходимо разрушить привычную для России иерархическую соподчиненность, когда право «глобального культурного представительства» нации монополизировано столицами. Регион, как носитель уникальной культурной модели, должен стремиться «выйти в большой мир» напрямую, обрести узнаваемое лицо в глобальном масштабе.
45. Регионалисты выступают за полицентричность национальной культуры и за свободный доступ этих разных центров к процессу глобального межкультурного обмена, а не за разделение общенационального культурного пространства на отдельные изолированные «украины». В отличие от сепаратизма, целью культурной политики регионализма не является «украинизация», т.е. политизированное противопоставление своей культуры - общенациональной культуре, с целью доказать их тотальную «инаковость» и «несовместимость». «Украинизация» региона неизбежно означает культурную деградацию, поскольку вынуждает относиться к общенациональному культурному наследию как к «чужому» и подменять его наскоро состряпанными бездарными суррогатами. Регионализм утверждает особость региональной культуры в ином ключе: как особую, самостоятельную версию развития национальной культуры, при этом сохраняя все права на общенациональное наследие. Несколько упрощая, в отличие от «украинизатора», регионалист не ищет в прошлом региона «местной замены чужеродному Пушкину», а стремится создать альтернативу современным культурным течениям в других регионах, на таком уровне, который не уступает им по качеству. Это серьезный вызов для региональной интеллигенции, способный дать ей настоящую цель в жизни.
46. Региону выгодна такая культурная политика, которая не сводится к имиджевым играм и фольклорным декорациям, а является «игрой на повышение». Ключевую роль в такой культурной политике играет региональная интеллигенция. Она является основным субъектом «регбилдинга» в сфере культуры и идентичности. Попытка провести «регбилдинг» без интеллигенции и ограничить региональную культуру местным фольклором или имиджевыми приколами PR-агентств, обрекает регион на второсортность и, в конечном счете, негативно отразится на его экономике и демографии.
47. Региональная интеллигенция - не только основной субъект региональной культурной политики, но и главный ее выгодополучатель. Курс на культурное своеобразие увеличивает спрос на услуги местной интеллигенции и рождает множество дополнительных ниш в сфере культуры, информирования, маркетинга, образования. Работая на регионализм, региональная интеллигенция делает наилучшую инвестицию в собственное будущее. А самое главное, это позволяет ей избавиться от комплексов провинциализма, от сознания своей вторичности и аутсайдерства, обрести собственную миссию и собственное достоинство.
Продолжение ---
К оглавлению