Я писала этот рассказ, надеясь, что он может быть полезен для новичков-«первопроходцев», для едущих на Байкал впервые, помня, как мне самой, до поездки, было трудно разобраться в том, что такое эта (это?) КБЖД, куда и откуда ведёт, надо ли по ней ехать, если да, то как долго, зачем и в какую сторону, где останавливаться, куда двигаться дальше, как вообще подобраться к Байкалу, чтобы его увидеть и почувствовать и т.д. и т.п. Ничего этого я не знала и не представляла.
Мы прилетели в Иркутск, вдоволь нагулялись в городе, а потом настало время знакомиться с озером Байкал, это был наш первый переезд в рамках этой поездки. Когда я готовилась к путешествию, то хотела найти какую-то турбазу, отель или гостевой дом на самом берегу в каком-нибудь красивом месте и пожить там несколько дней.
И тут надо понимать, что к озеру невозможно просто подъехать полежать на пляже в любом месте, где захочется, это невозможно по разным причинам (один из водителей, с которым мы передвигались по области, поделился с нами, что бывают случаи, когда туристы ставят его в тупик, прося «отвезти на Байкал»). Огромная протяжённость озера, тайга, скалистые отроги, более 300 притоков из разных рек, статус национального парка, отдалённость от аэропортов - всё это причины, по которым, если вы хотите увидеть Байкал, надо заранее чётко представлять себе, как и где именно вы хотите его увидеть. Например, можно вообще лететь не до Иркутска, а до Улан-Удэ и путешествовать по бурятской стороне озера, но я об этом ничего не знаю. Ещё раз повторюсь, у меня рассказ для тех, кто прилетает в Иркутск. Отсюда существуют определённые варианты маршрутов, которыми можно воспользоваться, чтобы увидеть Славное море, и тут всё зависит от времени, которым вы располагаете.
Многие приезжают в Иркутск в командировку на пару-тройку дней и хотят успеть «взглянуть» на Байкал. В этом случае практически единственным вариантом является поездка из Иркутска на такси или маршрутке в посёлок Листвянка, это порядка 70 километров, можно обернуться за один день (а то и часть дня) и поставить галочку - видел Байкал. Листвянка - посёлок довольно большой, ориентированный на туристов, с инфраструктурой, со службой такси, с многочисленными кафе и ресторанами, с точками продажи разнообразной сувенирной продукции, а также с несколькими известными достопримечательностями, в целом расположение удобное, и будет чем заняться, когда постоите на благоустроенной набережной и насмотритесь на воду.
Мне Листвянка как населённый пункт не особо понравилась, мне там было как-то бестолково и неуютно, хотя она подарила нам и хорошие воспоминания от посещения нерпинария, лимнологического музея и, конечно, канатной дороги и вида на исток Ангары. Но думать, что ты видел Байкал, если побывал в Листвянке, это … не знаю, ну, например, как самонадеянно думать, что ты разбираешься в бурятской кухне, если попробовал позы в кафе в Иркутске: вроде, что-то такое почувствовал, но на деле это мизерно мало, как-то несерьёзно, не может служить полноценным свидетельством общего, а может ещё и вообще не понравиться, смотря как приготовят. Но за неимением времени можно и сюда. А то и нужно. Потому что при всех огромных размерах Байкала альтернативы из Иркутска в случае ограниченности по времени практически и нет. Есть ещё один вариант, укладывающийся в рамки одного дня, но он может показаться чересчур утомительным по причине многочасового путешествия в жд вагоне, зато можно увидеть приличный участок побережья Байкала. Этот вариант - путешествие по КБЖД. Вот теперь, наконец, надо и рассказать поподробнее, что же это.
Аббревиатура КБЖД знакома каждому, кто был в Иркутской области. Она означает Кругобайкальская железная дорога (входит в Восточно-Сибирскую железную дорогу) и в настоящее время относится к проложенному по берегу озера Байкал участку железнодорожных путей (с 1956 года тупиковому) протяжённостью 89 километров между посёлками Слюдянка и Байкал (чтобы не путать в разговоре с озером Байкал, местные называют этот посёлок Порт Байкал). То есть, несмотря на претенциозное название, доставшееся нам от ещё от царских времён, сейчас КБЖД охватывает всего лишь кусочек западного побережья озера. Так было не всегда: сегодняшняя КБЖД изначально являлась частью (точнее, западным сегментом) тогдашней амбициозной Кругобайкальской магистрали, которая в свою очередь являлась частью Транссиба. В начале 20го века длина КБЖД составляла 260 километров, и шла от Иркутска по левому берегу Ангары сначала до Порта Байкал, а потом вдоль озера, через Слюдянку до станции Мысовой уже на восточном берегу (чтобы наглядно представить себе, где что находится, обязательно надо взглянуть на схему). Участок от Слюдянки до Мысовой и по сей день является частью Транссибирской магистрали.
И называлась эта дорога «золотой пряжкой стального пояса», (т.е. Транссибирской магистрали). Я думаю, не только потому, что она была и остаётся одной из самых красивых железных дорог страны, но и потому, что её строительство оказалось самым дорогим проектом, предпринятым в царской России.
КБЖД строилась в период с 1899 по 1905гг (первая очередь). Строить её из-за особенностей рельефа и твёрдости горных пород было тяжко и дорого. Зачем это было нужно? Движение поездов по Транссибирской магистрали было открыто в 1900м году, Транссиб выходил к Байкалу у истока Ангары, но далее великое озеро являлось серьёзной преградой. Только представьте себе, первые пять лет поезда переправляли через Байкал на паромах, а зимой по временным рельсам по льду (интересно, что местные сейчас говорят «по льду» с ударением на предлог). Для решения этой проблемы к 1905 году был построен «наш» участок вдоль озера, огибающий Байкал с более удобной " короткой" стороны.
Про историю строительства, максимально краткая и познавательная «выжимка»
Кругобайкальскую железную дорогу называют самым дорогим и опасным проектом царской России. Курировал строительство железной дороги Михаил Иванович Хилков (князь по происхождению), удивительной судьбы человек, прошедший путь от простого рабочего до машиниста и профессионального железнодорожника, а позже министра путей сообщения, которому на тот момент было уже 70 лет. Для прокладки путей на этом участке потребовалось возвести очень много мостов, противообвальных галерей, подпорных стен и 39 туннелей. Из-за сложного рельефа прокладка путей велась очень медленно, с темпами порядка 96 сантиметров (!) в сутки, строители буквально «вгрызались» в скалы, были постоянные угрозы обвалов. Во многих местах, где это было возможно, скалу взрывали, причём из-за твёрдости породы динамита требовалось намного больше, чем при подобных работах в других областях.
Известный поразительный факт: для возведения галерей и туннелей вдоль Байкала в общей сложности понадобилось 300 тонн взрывчатки, т.е. на каждый километр пути - более тонны динамита.
Из-за сложного рельефа местности строительство Кругобайкалки обошлось в астрономические по тем временам суммы порядка 65 миллионов рублей.
260 километров строителям удалось проложить за 4 года, и 13 сентября 1904 года на станции Маритуй Михаил Хилков собственноручно забил в шпалу золотой костыль, соединив этим символическим жестом Центральную Россию и Дальний Восток.
До 1949го года дорога активно использовалась как часть Транссиба. Однако без проблем не обходилось: несмотря на все предпринятые инженерные усилия, поезда, проходящие вдоль озера, или сами железнодорожные пути регулярно повреждались из-за обвалов. В результате было решено перенести часть пути подальше от озера, и в 1949 году был введён в эксплуатацию дублирующий участок дороги напрямую от Иркутска до Слюдянки через Олхинское плато (этот вариант рассматривался и ранее, при планировании дороги, но тогдашние локомотивы были ещё не в состоянии справляться с крутыми подъёмами на рельефе этого участка пути).
После этого линия Иркутск - Байкал - Слюдянка потеряла значение, в 1956 году участок путей от Иркутска до станции Байкал был разобран, а потом ещё и затоплен водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС. А вот участок от Слюдянки до Порта Байкал сохранился в практически первозданном виде, сейчас именно он известен как КБЖД и сам по себе является достопримечательностью Байкала. Виды, открывающиеся из окон поезда на этом участке, очень живописны, а сама КБЖД является уникальным памятником инженерного искусства и железнодорожного строительства.
Есть фанаты железных дорог, проходящие весь этот участок пешком, ночуя в палатках. Все исторические инженерные сооружения на всём протяжении КБЖД пронумерованы, пронаименованы и сфотографированы: мосты, подпорные стенки, галереи, туннели и т.д. В инете есть очень подробные рассказы о прохождении дороги буквально шаг за шагом, потому что есть мнение, что «по-настоящему увидеть КБЖД можно лишь одним способом - пройти её пешком».
Про рельеф.
Железнодорожный путь Кругобайкалки зажат между кромкой озера и подступающими к нему горными хребтами Олхинского плато (оконечность Восточного Саяна), к Байкалу этот массив местами подходит очень крутыми, иногда отвесными скалами. (Я по наивности думала, что во время пребывания на турбазе мы будем ходить гулять по лесу, но на деле гулять там можно лишь вдоль жд путей, что, по правде сказать, не особо нас расстроило, так как всё равно всё было ново, интересно и живописно). Очевидно, что строить железную дорогу в условиях вплотную подходящих к озеру гор было возможно только с огромными затратами, трудностями и рисками. И такая ирония судьбы усматривается в том, что именно этот участок, который был самым сложным в строительстве, в итоге и стал ненужным. Хорошо хотя бы, что ненужным он стал в отношении грузоперевозок, но зато сейчас он открыт для туристов, а также обслуживает турбазы и посёлки, находящиеся вдоль КБЖД.
Про нумерацию километров.
Она может слегка вводить в заблуждение, потому что исторически сложилось так, что отсчёт километров начинается от станции Иркутск-Сортировочный в сторону Порта Байкал, и это при том, что этого участка пути сейчас, как мы помним, уже нет. Таким образом, получается, что в посёлке Байкал уже вдруг сразу 72й километр, а в Слюдянке, соответственно, 166й. Мы ехали от Слюдянки, так что километры шли в сторону уменьшения, и наша турбаза (на станции «Шарыжалгай») располагалась на 138м километре.
Как путешествовать по КБЖД - с турфирмой или самостоятельно, и в какую сторону.
Из Иркутска добираться до КБЖД и путешествовать по ней можно в двух направлениях - от Слюдянки до Порта Байкал или в обратную сторону. Также это можно сделать либо самостоятельно, покупая билеты на обычные электрички или (до Слюдянки) на проходящие поезда, либо с помощью туроператора.
Наш вариант: мы ехали сами по себе на обычной электричке от Иркутска до Слюдянки (брали билеты прямо в день поездки на вокзале, ехать не быстро - порядка трёх часов), в Слюдянке пересаживались на «Мотаню» (о ней чуть ниже), она уже идёт непосредственно по КБЖД (билеты на неё тоже брали утром, в кассе на вокзале Иркутска). В Слюдянке был часовой перерыв между поездами, успели перекусить (кафе «Baikalov», территориально удобно, метров 300 от вокзала, но готовят долго, еле успели).
Вокзал в посёлке Слюдянка полностью сделан из белого мрамора, его называют памятником, который строители КБЖД поставили сами себе, подобного больше нигде нет.
Ещё, очень жалею, что время не позволило в Слюдянке съездить посмотреть частный музей минералов "Самоцветы Байкала", сейчас музеем владеет вдова основателя. Отзывыможно встретить противоречивые, но место уникальное, как и сам его основатель, интересно читать интервью с ним о создании музея.
Итак, в Слюдянке мы пересели на «Мотаню» и поехали вдоль Байкала по КБЖД до станции Шарыжалгай.
Мотаня и Нерпочка
Вдоль Байкала сейчас ходят два рейсовых пригородных поезда с невероятно милыми названиями - «Мотаня (Матаня)» и «Нерпочка». Хотя поездами в смысле большого количества вагонов их назвать сложно, в «Мотане» один-два вагона (в нашем случае был всего один, но с полками и боковыми местами, как в поездах дальнего следования), в «Нерпочке» - два. Курсируют они не каждый день, надо обязательно заранее смотреть расписание, но, как правило, дни не меняются, может поменяться только время отправления. В июле 2022 года поезда вообще не ходили в среду, по причине профилактических путевых работ (мы столкнулись с тем, что на турбазах в этот день временами отключают электричество, так что надо приспосабливаться). В остальные дни поезда выполняют всего несколько рейсов, два-три в день в зависимости от дня недели. На фото видно "Нерпочку", идущую по КБЖД.
«Мотаня» и «Нерпочка» идут очень медленно!! Не более 20 километров в час. Поэтому весь путь от Слюдянки до Порта Байкал занимает около пяти часов. По пути поезд делает небольшие остановки, самая длинная - минут до 20. Пассажирам даётся время размять ноги, сходить в туалет, покурить, сфотографировать достопримечательности.
Это и есть ещё один вариант увидеть Байкал за один день: в вагоне я встретила людей, которые ехали именно таким маршрутом - из Иркутска на электричке до Слюдянки, пересесть на Мотаню, проехать на ней сразу всю КБЖД до Порта Байкал, там переправиться на пароме через Ангару в Листвянку и, наконец, оттуда на автобусе или такси вернуться в Иркутск. Получается такой большой треугольник, одной из сторон которого служит река Ангара. Тот же маршрут можно проделать при желании и в обратном порядке.
Также можно купить однодневный тур у туроператоров на экскурсионный туристический поезд, проходящий по вышеописанному маршруту (видела фото, выглядит как обычная электричка из 7 вагонов (но в высокий сезон устраивают «ретро» - с паровозом), вагоны внутри бывают разных классов по комфортности, есть буфет), предлагается классический маршрут и зеркальный. Классический - это тот, по которому следовали мы, - начинается в Иркутске, заканчивается в Порт Байкале с дальнейшей переправой на пароме в Листвянку и трансфером на автобусе обратно в Иркутск. Продолжительность тура - примерно с 8 утра до 18 часов вечера, всё время - в дороге.
Часть пешком, часть на поезде.
Следуя в поезде из Иркутска в Слюдянку можно заметить, что довольно много народа выходит, не доезжая до пункта назначения, на станции «Тёмная Падь». Это потому, что отсюда можно срезать путь к озеру по тропе до станции «Старая Ангасолка», получается интересный недолгий пеший поход (порядка 4х км), но нам с нашим чемоданом это был не вариант. Кстати, от Тёмной Пади и до Шарыжалгая можно дойти при желании пешком, но там путь будет длиннее, порядка 11 км. Если выбирать вариант с пешим путешествием, то надо знать, что этот маршрут проходит по территории Прибайкальского национального парка, и там есть иногда работающий кордон, взимающий плату за день пребывания (можно заплатить заранее онлайн). Но если, как мы, добираться до какой-нибудь турбазы по железной дороге и гулять оттуда вдоль КБЖД, то платить не надо, во всяком случае пока: логика такая, что на самой Кругобайкалке хозяином является не нацпарк, а РЖД.
4 дня мы прожили на берегу Байкала, на турбазе станции «Шарыжалгай». О самой базе и нашем там времяпрепровождении я потом коротко расскажу отдельно. Но кое-что из нашего пребывания вписывается именно в рассказ о КБЖД - это наши совсем коротенькие в масштабе протяжённости Кругобайкалки прогулки по путям.
Прогулки по железнодорожным путям (в пределах часа в обе стороны от станции Шарыжалгай).
Два дня подряд с утра мы ходили гулять в одну и в другую сторону от Шарыжалгая. Далеко, конечно, не удалялись, но кое-что из знаменитых инженерных сооружений Кругобайкалки нам увидеть довелось.
Интересный факт: на каждые 400 метров КБЖД приходится как минимум одно искусственное сооружение (мост, противообвальная галерея, тоннель).
Если идти в сторону Порта Байкал, сначала надо не пропустить родник слева от путей, бьёт прямо из скалы, вода чистейшая и вкусная, работники базы здесь только её и берут. Потом будет разъезд - место, где одноколейный путь ненадолго расходится на два. Потом вип-база для высокопоставленных гостей, там красиво, говорят, суперкомфортно и дорого, конечно. Вид с воды.
А потом уже недалеко и до небольшого туннеля. Я уже писала, что все сооружения на КБЖД имеют свои номера и названия (в некоторых случаях мы даже встречали на подходе таблички с информацией), я честно пыталась идентифицировать те, что видели мы. Но потом всё-таки решила просто показать фото, так я избегу возможных неточностей, поделюсь красотами местности и помогу составить общее визуальное впечатление о КБЖД, не претендуя на детальное знание. Итак, фото короткого туннеля немногим дальше вип-базы. Можно дойти и до следующего туннеля, мы его даже различали вдали, но это надо было выходить пораньше, так что дальше мы не пошли.
А вот во время прогулки в сторону Слюдянки мы увидели больше. В пределах часа ходьбы сначала будет станция под названием Малая Крутая Губа («губа» - это небольшая бухта, залив), мост через одноимённую речку, два впечатляющих длинных туннеля, ещё один красивый мост с арочными проёмами, а также по пути встречаются небольшие приятные пляжи, на которые можно спуститься и передохнуть или устроить пикник.
На этом фото мы видим мосты через речку Малая Крутая Губа на 139м километре, один - действующий, второй - нет. Это напоминает нам о том, что какое-то время КБЖД была двухпутной. Первый путь линии строился в 1902-1905 гг., второй - в 1910е годы по более совершенным технологиям. Железобетонный мост через эту речку был построен во время строительства второго пути в 1911-1915гг, длина моста 40 м. Когда в 1956м году КБЖД стала однопутной, он и остался в строю.
Идём дальше, довольно длинный туннель, во время его прохождения есть зона темноты, куда не доходит свет из выходов.
Ещё один мост через речку, который невероятно красиво смотрится с берега или с воды. Здесь мы тоже видим два пути, один - действующий, другой - уже заросший травой.
Почти сразу за ним - следующий туннель, который был финальной точкой этой нашей прогулки.
А ещё мы имели возможность посмотреть на некоторые сооружения, мимо которых мы гуляли, а также и на другие, расположенные дальше по побережью, с воды. Два раза мы ездили на катере вдоль побережья, в сторону Слюдянки и в сторону Порта Байкал. Иногда с одного ракурса можно увидеть сразу несколько инженерных сооружений.
А куда потом?
По истечении четырёх дней мы снова стояли на перроне станции «Шарыжалгай», нас даже вышли провожать новые знакомые, было очень приятно. С утра шёл мелкий дождь, всё небо было затянуто пеленой облаков, и было понятно, что это надолго. Но мы не расстраивались, как раз дождь в дорогу, говорят, что это хорошая примета. Шарыжалгай в тумане.
На этот раз за нами приехала «Нерпочка», в ней было два вагона, и это удачно, потому что народу было много, несмотря на будний день, и иначе нам бы пришлось стоять. А так, хоть и в разных местах, но сидели. Три с половиной часа занял путь от Шарыжалгая до Порта Байкал (выехав в 11 с четверью, были на месте в 14.40, кажется). Садиться лучше по ходу справа, тогда смотришь на озеро, хотя и с другой стороны бывает очень красиво. Есть интересные остановки, все выходят из вагонов и любуются видами. Многие в вагоне слушают аудиогид по КБЖД, так, наверное, и ехать интереснее.
Длинная остановка на станции Киркирей. Здесь можно сделать памятное фото с видом на Байкал.
Здесь два туннеля рядом, действующий и заброшенный, называется это место (согласно информационной табличке) «Тоннель № 18 Киркирей-3» на 123м км КБЖД, в строительстве принимали участие как русские, так и итальянские инженеры (это отдельная и очень интересная история, итальянцы в начале прошлого века слыли самыми искусными каменщиками на европейском континенте, поэтому при строительстве такого сложного сооружения, как КБЖД, без них не обошлось, неподалёку от турбазы «Шумиха», на 102м километре, сохранилась прочная и изящная подпорная конструкция с арками и зубцами, которая так и называется, «Итальянская стенка»). Здесь же написано, что тоннель закрыт для прохода поездов с 1914 года из-за сложных горных условий и постоянных камнепадов. Смотрится очень интересно.
Порт Байкал и переправа через Ангару.
Поезд прибывает на тупиковую станцию - Байкал (как я уже писала, её называют Порт Байкал). Это маленький посёлок, порядка 400 жителей. Расположен как раз у того места, где Ангара вытекает из Байкала. Основная часть посёлка - поодаль от железнодорожной станции, в посёлке есть церковь, музей, смотровая площадка, гостиница. В сотне метров от станции - выход на длинный причал с разнообразными пришвартованными судёнышками. Я сделала пару фото, просто повернув объектив в разные стороны, на станцию и на причал.
Чтобы отсюда вернуться в Иркутск, нужно сначала переправиться через реку в Листвянку. Порт Байкал и Листвянка расположены с разных сторон истока Ангары. Переправа займёт минут десять-пятнадцать, а то и меньше (зависит от средства передвижения). Круглый год ходит паром, на пристани и в инете есть расписание. Из Порта Байкал он отправляется от причала под названием «Рогатка» (сложенного для таможенной службы ещё в 1861 году!). Около переправы есть маленькие магазинчики и очень скромная кафешка, где мы с удовольствием перекусили пирожками с омулем.
Висят объявления частников, которые могут помочь переправиться в Листвянку на катерах, если вас не устраивает расписание парома. Мы воспользовались услугами частника, так как паром отходил только через час с лишним, а наш план предусматривал как можно более быструю переброску личного состава в Листвянку, чтобы использовать оставшуюся часть дня в туристических целях. Это было прикольно, я имею в виду переправу на катере, хотя временами сердце замирало: катерок казался очень маленьким, а мы с нашим чемоданом чересчур тяжёлыми, а тут ещё дождь и ветер. Я сфотографировала наш катерок, когда мы уже благополучно достигли листвянского берега.
В Листвянке мы провели только одну ночь, соответственно на знакомство с ней у нас был отведён только вечер одного дня и первая половина следующего. А что можно увидеть и сделать там за это время, постараюсь рассказать в дальнейшем.