Звенигород и окрестности. Саввино-Сторожевский монастырь.

Mar 27, 2014 15:59

Когда мы собирались в Ершово, я почему-то думала, что мы всё время будем проводить на территории дома отдыха, и никакого Звенигорода в планах не стояло. Я не представляла, насколько город далеко или близко от пансионата, путеводитель не захватила и даже никакой информации в интернете предварительно не поискала.

Но после приезда на место выяснилось, что до Звенигорода всего каких-то три километра, а нам как раз неплохо бы кое-что прикупить в магазине. Так мы оказались в центре, а уже там, после того, как я оглянулась по сторонам, в памяти отчётливо всплыла уже забытая картинка. Я узнала это место, вспомнила, куда ведут улицы, и сориентировалась, где находятся основные достопримечательности. На следующий день мы уже отправились прицельно по ним.



Дело в том, что несколько лет назад, ещё до рождения Игоря, я однажды была в Звенигороде в рамках самостоятельной поездки одного дня. Весной-летом мы тогда довольно часто так выбирались: Рязань, Тула, Ростов, Павлов Посад, Серпухов, Зарайск, наверняка ещё что-то забыла.

Звенигород запомнился тем, что центра города, как места, где сосредоточены основные достопримечательности, в нём нет. Центр - это магазины, Макдональдс, более-менее многоэтажные здания, а то, что действительно стоит посмотреть, расположено гораздо дальше, иногда даже за пределами самого города. Но до этого ещё доберёмся.

Итак, мы в центре. На слиянии двух оживлённых дорог, между потоками машин, на небольшом пятачке перед торговым центром обращает на себя внимание заметный памятник двум очень значимым людям в истории города - сыну Димитрия Донского, князю Юрию Димитриевичу, после имени которого с тех пор так и пишут -«Звенигородский» (отец отдал удел с этим городом сыну по завещанию 1389 года, его выбрал Юрий Димитриевич для своей резиденции и постоянно жил здесь до 1425 года), и монаху Савве, ученику Сергия Радонежского, основателю известного монастыря недалеко от города.




Смотрят они прямо на Макдональдс, а тот монастырь, постройку которого они обсуждают, находится далеко за их спинами. А может, всё-таки смотрят они на небольшую аккуратную церковку, она от них слева, через дорогу. Храм Александра Невского.




Внутрь храма мы не заходили, но заглянули на территорию.




Помнится, в тот первый приезд в Звенигород, ещё не познав прелестей навигатора и почему-то (уже не помню, почему) не имея карты, мы не одного местного жителя озадачили вопросом: «А подскажите, где здесь Кремль?» Местные пожимали плечами, удивлённо смотрели на нас и отвечали, что у них никакого кремля нет. Вот глухие люди, думали мы сначала, ничего не знают, но где-то после третьего опрошенного стали подозревать, что это с нашим вопросом что-то не так. Впоследствии выяснилось, что впросак мы попали из-за того, что в тех источниках, которыми я тогда пользовалась при подготовке к поездке, настойчиво упоминался звенигородский кремль как место нахождения древнего Успенского собора. И действительно, есть такое место на высоком холме, недалеко от современного шоссе, где некогда была столица княжества - древний Звенигород, с детинцем и валами, с белокаменным собором, с посадом. Только Успенский собор дошёл до наших дней, не первая его постройка, конечно. И ещё видны валы вокруг. Но кремлём это место уже не называют. Называют Городком. И так же - Городок - называется улица, которая ведёт на верх холма. Но, если честно, улица - это громко сказано, просто дорога, поворот на которую мы даже пропустили сначала, настолько незаметной и неприглядной она выглядит.

Подниматься на холм к Городку было немного страшновато. Дорога без покрытия, узкая, двум машинам не разъехаться, назад я бы при необходимости сдать затруднилась, потому что она ещё и закручивается вокруг холма наподобие серпантина, слева откос. На наше счастье никто навстречу не ехал, мы там вообще никого не встретили. Но на обратном пути не удержались и остановились, чтобы запечатлеть, куда забрались.







Тот самый Успенский собор на Городке. Часть постройки сейчас затянута сеткой, но всё равно красивый.




С другой стороны.




Вместо исторической справки.




Рядом со старым храмом - новая церквушка.




А вот и жилая часть улицы Городок, с противоположной стороны от нашего подъёма. Совсем деревенский вид. Ни души не было в это время на холме, только собаки лаяли, потревоженные нашим появлением.




А вот и мы. Игорь, надо сказать, с удовольствием участвовал в наших прогулках, надо было только давать ему какое-то время побегать, где ему интересно.




Наша машинка на «парковке» возле Успенского собора.




Если ехать по шоссе мимо поворота на Городок дальше от Звенигорода, совсем скоро будет поворот на Саввино-Сторожевский монастырь. Есть указатели, поворот на монастырь - вправо, сразу за автобусной остановкой, есть парковка. Вообще, миновать монастырь, побывав в Звенигороде, невозможно. Это, наверное, основная достопримечательность округи. Сплошь и рядом туда предлагают экскурсии: мы видели объявления и в нашем доме отдыха и в центре Звенигорода. Идём от парковки ко входу.




Испытываю удивительное чувство: незапланированно, случайно оказаться в месте, где когда-то уже был, постепенно узнаёшь всё вокруг, но ты уже совсем другой, в другом качестве, с тобой твой сын и ты знакомишь его с тем, что знаешь и любишь сам. Пока это, конечно, ещё не так выражено, всё-таки он ещё очень маленький, но ярко представлялось, сколько таких прекрасных мгновений у меня ещё впереди.
Вход в монастырь. Очень толстые стены, толщина местами до 3,5 метров, высота до 8 м, протяжённость - 760 метров.




По углам было 7 башен, сохранилось 6. Это мы после посещения монастыря под стенами прошлись.




Для тех, кто там не был, особо подчеркну, что это довольно обширный комплекс, даже сравнимый с Лаврой в Сергиевом Посаде. Монастырь ставропигиальный, то есть независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху. Собственно говоря, Саввино-Сторожевский монастырь одно время имел статус лавры. В его пользу говорят и слова Павла Аллепского, архидиакона Православной церкви в 17 веке, писателя и увлечённого путешественника: «Монастырь Святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я бы назвал женихом, так этот - невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой по просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича. Первая часть названия монастыря, понятно, по имени основателя, а вот вторая произошла от названия горы СторОжа, а это, в свою очередь, - от находившейся там «сторожи» московских воевод, по чему видно, что в своё время Звенигород имел поистине стратегическое значение из-за расположения по течению Москвы-реки.

Это сейчас, как довольно хлёстко выразился один из моих комментаторов, Звенигород - «городок ни о чём», а когда-то играл заметную роль. Достаточно сказать, что это один из древнейших городов Подмосковья, впервые упомянутый в грамоте московского великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году. Вернёмся, однако ж, к монастырю.

Монастырь под Звенигородом всегда находился под патронажем сначала Великих князей Московских, а позже государей Дома Романовых, а основатель обители почитался как «Молитвенник за Царей Богоизбранных».

Комплекс зданий монастыря и сейчас находится в прекрасном состоянии. Видно, что денег хватает. И территория в отличном виде, и здания отреставрированы, и экскурсии по обители проводятся, и магазин свой есть на территории обители.




Монастырь мужской, действующий, однако на территории есть и выставки. Экспозиции можно увидеть в здании Царицыных палат, что вообще-то нетипично для монастырей, так как в них никогда не строили гражданских зданий, тем более царских дворцов. Однако же, исключение подтверждает правило: Царицыны палаты - дворец, построенный в 1652-1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марьи Ильиничны Милославской, матери Фёдора, если не ошибаюсь. При взгляде на это строение до сих пор видится жилой терем 17 века с его неповторимым очарованием - белокаменное резное крыльцо старинная форма оконных и дверных проёмов.




Внутри (в этот раз мы не заходили, но память сохранила некоторые воспоминания об интерьере) уютность анфилады сводчатых комнат, расписные порталы переходов.




Понятно, что царица туда не одна наезжала: монастырь был любимым местом охоты и религиозного уединения царя Алексея Михайловича. Саввина обитель имела статус «собственного государева богомолья». Именно в это время, в 17 веке, монастырь заново отстраивается, получает статус Лавры и становится одной из самых известных, богатых и почитаемых обителей России.

Дворец Алексея Михайловича здесь тоже есть: по окончании строительства (1650, 1674-1676 гг.) он представлял собой очень длинную (около 110 м) постройку. Первоначально почти вся одноэтажная, она была надстроена по всей длине уже при Софье Алексеевне.




Здесь располагались покои Алексея Михайловича и его свиты, затем братские кельи и покои для высочайших гостей, посещавших монастырь в 18-начале 19 вв. В 19 веке северная часть дворца была разобрана, а в том, что сейчас осталось, расположены богословские курсы, паломническая служба, церковная лавка. Фото с Яндекса.




Центр монастыря, его сердце - Собор Рождества Пресвятой Богородицы или просто Рождественский собор, 1405 года сооружения.




Собор был сооружён в 1405 году на средства князя Юрия Димитриевича. Белый камень, резьба. Реставрация 1972 года.




Расположен на самой верхушке холма, возможно, искусственной насыпи, поэтому даже при взгляде с территории монастыря смотрится приподнятым над окружающей местностью. Оставив Игоря под присмотром Саши катать машинки по скамейке, обежала вокруг: храм замечательно хорош со всех сторон.







Внутри росписи, относящиеся к началу 15 - середине 16 вв. с поновлениями 19-начала 20 вв. Ранний слой фресок создан мастерами круга Андрея Рублёва на алтарной преграде и столбах, а полностью весь объём собора расписан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по заказу царя Алексея Михайловича. Иконостас «царских» мастеров дошёл до нас практически в первозданном виде. Фото с Яндекса.




По правую руку от алтаря - почивают мощи основателя монастыря преподобного Саввы Сторожевского. В 1919 году они были вскрыты и вывезены из обители, а сама она была закрыта, на её территории находился концлагерь, колония, санаторий (ничего себе, после концлагеря!), музей. Снова монастырь был открыт в 1995 году, а мощи основателя вернулись туда в 1998м.

Один из обитателей монастыря.




Здесь слева Рождественский собор, а справа дворец Алексея Михайловича. Соборная площадь монастыря.




На следующем фото слева звонница - самое высокое здание в обители (1652-1654 гг.).




Два верхних яруса предназначены для колоколов. Ансамбль звонов состоял из 19 колоколов, отлитых в 17-18 вв., до наших дней сохранился только один - Часовой колокол. В центральном большом проёме до осени 1941 года находился 35-тонный Большой Благовестный колокол, отлитый в 1668 году мастером Александром Григорьевым. В 2001 году к празднику Пасхи был поднят вновь отлитый Благовестник.

Я знаю, на фото кажется, что тут вообще какое-то нагромождение построек. В некотором смысле, так оно и есть: здесь и звонница, и Троицкая надвратная церковь (1651 г., считается последней в России 17 века шатровой церковью, в 1652 году патриарх Никон запретил строительство подобных храмов как не соответствующих византийским традициям: «… шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храма Господним».) и трапезная (1807 г.).

Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери была пристроена к ней в 1807 году на средства Наталии Владимировны Шереметевой.

Да, насчёт магазинчика на территории. Мы зашли в него, главным образом, потому, что на рекламе около входа были обещаны разнообразные местные бальзамы. Их не наблюдалось, на тот момент можно было купить выпечку (большой выбор) и кагор. Очень приятное местечко. Также перед входом в монастырь, уже за стенами, в парусиновом павильоне есть, судя по рекламе, кафе русской кухни.

Под стенами монастыря идёт тропа, по которой можно пройтись и посмотреть на окрестности. И некое подобие смотровой площадки есть. После монастыря, во время которого мы довольно строго ограничивали свободу передвижений Игоря, пришлось дать ребёнку вволю поиграть там на скамейке, на лавках он подолгу и с удовольствием катает свои машинки.




Кстати, он также явно с удовольствием созерцал открывающийся с площадки пейзаж, периодически изрекая «Киси-и-во!», что надо понимать, как «красиво» :) Но фотографии за созерцанием, к сожалению, есть только меня.




Для полноты картины достопримечательностей скажу, что недалеко от монастыря (пешком около километра) находится скит Саввы Сторожевского, возведённый на месте его уединённых молитв в 1862 году. Фото опять с Яндекса, в этот раз мы туда не ходили, а искать сейчас фотографии прежних лет долго и не знаю, где.




Тут же недалеко устроена и купальня над источником преподобного Саввы, около древней монастырской запруды на реке Сторожке. Фото оттуда же.




Насколько я поняла, вышеперечисленными местами список интересностей Звенигорода исчерпывается, то есть хорошая такая, очень неспешная программа одного дня. Если вокруг есть ещё что-то, чего не знаю, буду благодарна за информацию и рада добавить в копилку.

подмосковные монастыри, что посетить, мы, подмосковье, путешествия, фото

Previous post Next post
Up