Аврора. «Сны легендарного крейсера».

Feb 15, 2013 19:29




Старинная матросская песня про «Аврору».

Сгрустнется ль на сердце и ляжет тоской
Кручинушка злая не впору,
Мы песней прогоним её удалой
Про славный наш крейсер «Аврору».

Крещённый снарядами в битве морской,
В бою он не ведал позора.
Мы любим за то свой корабль родной,
Гордимся за крейсер «Аврора».
Холёный и стройный, красавец собой,
Приятен морскому он взору.
И вряд ли отыщется крейсер иной,
Похожий на нашу «Аврору».

Мы все как один за «Аврору» стеной,
И тронуть «Аврору» без спору,
Не даст ни один, но умрёт как герой
За честь и за славу «Авроры».




Хотя раньше я была в Питере неоднократно, не раз проходила мимо «Авроры» и даже фотографировалась на её фоне, внутри так ни разу и не довелось побывать. И казалось, зачем? Там наверняка какой-нибудь скучноватый музей советско-революционной тематики. «Гром орудий, возвестивший начало революции» и т. д. и т.п.

И когда я готовилась к своей новогодней поездке в Питер, никакой «Авроры» там в планах не стояло. Решение было принято совершенно спонтанно. Последний день в городе, из гостиницы надо съехать утром, поезд в Москву в три часа дня. Как провести имеющееся время интересно, с пользой и с минимальным риском опоздать на поезд? Гулять по улицам холодно, для художественного музея времени явно маловато.

Так я оказалась около «Авроры».Не имея ни малейшего понятия, какие у неё рабочие дни-часы, можно ли попасть туда «с улицы» или надо записываться заранее и т.д.




«Аврора» большая, вся в один кадр с близкого расстояния не помещается.




Попасть внутрь «с улицы» можно. Пока. Скорее всего, скоро это уже будет невозможно. Но обо всём по порядку. На набережной
перед сходнями - живая очередь.




Регулярно внутрь пропускается большая группа, человек 30-40, к ним приставляют экскурсовода. Остальные остаются ждать. Сколько ждать, в смысле, как часто внутрь запускают группы, не знаю. Мне просто повезло, ждала всего минут пятнадцать. Вернее, даже не ждала, а заняв очередь, пробежалась вдоль сувенирных палаток здесь же на набережной (не удержавшись, купила сыну тельняшку с «Авророй» :)) и пофотографировала экстерьер крейсера, или как там правильно называется внешний видсудна на языке «морских волков»? :)






Цена входного взрослого билета - 100 рублей. За фотосъёмку надо заплатить ещё 50 рублей.

Женщина, собиравшая деньги на билеты у трапа, сообщила, что экскурсия длится примерно полчаса. Экскурсия у нашей группы длилась час, а то и больше, и расходиться никому не хотелось. Вы не поверите, но это было очень интересно. Это было круто! И дело тут вовсе не в самом музее, а в том, что нам безумно повезло с экскурсоводом.

Военный моряк в отставке, прослуживший в ВМФ 37 лет, сам в прошлом командир крейсера «Железняков», капитан первого ранга, автор книг на морскую тематику Георгий Александрович Мамзиков.

В самом начале, окидывая скептическим взглядом нашу огромную, разномастную группу, значительную часть которой составляли дети и подростки разного возраста, буквально кипевшие плохо управляемой энергией, я с опаской подумала о том, во что может превратиться экскурсия в замкнутом пространстве корабля. Так вот, вся эта мОлодежь вела себя тише воды, ниже травы, слушала гида с открытым ртом и в перерывах, перемещаясь из зала в зал, какой-нибудь мальчишка обязательно подходил к нему, заглядывал в глаза и задавал вопросы. Ничего особенного этот человек не делал, говорил негромко, руками не размахивал, цветистых фраз не употреблял, однако же, всё внимание приковывалось к нему и к тому, что он говорил, и верилось ему безоговорочно. Бывают такие люди. Он рассказывал не только и даже не столько о крейсере, сколько об истории вообще, флоте, морских сражениях, известных командирах, жизни на корабле. Было видно, что он не понаслышке знает, о чем говорит, поэтому и вопросы ему хотелось задавать, и расходиться никому не хотелось. Я тоже подпала под его обаяние и в конце экскурсии купила его книжку «Грустные сны легендарного крейсера» с автографом от автора. Собственно, практически вся информация в этом рассказе - это его экскурсия и книжка. Мне показалось, что больше ничего и не нужно.

Что нужно знать о крейсере «Аврора».
Во-первых, почему же военный корабль, бронепалубный крейсер и вдруг носит нежное, романтичное имя богини утренней зари? Дело в том, что крейсер - не первый корабль, носящий это имя. Он был назван в честь парусного фрегата, отличившегося героизмом и мужеством моряков при защите российского порта Петропавловск-Камчатский от англо-французской эскадры в сентябре 1854 года.

В 1897 году Морское ведомство России обратилось к царю Николаю Второму с просьбой: «Ваше Величество, закладываем в строительство ещё один крейсер. Всепокорнейше просим назначить имя новому кораблю». В память о подвигах парусного фрегата «Аврора» Николай Второй утвердил название строящегося корабля: бронепалубный крейсер I ранга «Аврора».

Строился крейсер на Адмиралтейских верфях в Петербурге и был спущен на воду 11 мая 1900 года, а 16 июня 1903 года вошел в строй кораблей Российского Императорского флота.

С 1924 по 1930 год совершил ряд дальних походов с курсантами военно-морских училищ.




У большинства учившихся в Советском Союзе «Аврора» ассоциируется исключительно с участием в Октябрьской революции 1917 года. Однако у крейсера была долгая и героическая жизнь, в которой кровавый октябрь был лишь одним из эпизодов.

Крейсеру суждено было поучаствовать в трёх войнах и двух революциях.

В 1905 году, во время русско-японской войны, он участвовал в печально известном Цусимском сражении в Корейском проливе, когда эскадра японского флота, пользуясь численным преимуществом, разгромила русскую эскадру под руководством генерала Рожественского.

В Первой Мировой войне защищал Финский залив от немецкого флота.

Команда и артиллерия крейсера участвовала в защите Ленинграда во время Второй Мировой.

Также кораблю довелось принять участие в февральских и октябрьских событиях 1917 года. Именно поэтому в течение долгого времени крейсер являлся символом Октябрьской революции и имел статус корабля № 1 Военно-морского флота СССР.




Каким же на самом деле было его участие в вышеупомянутых событиях? На памятной стеле, открытой в 1937 году на набережной Красного моста, выбита надпись, неизвестно откуда всплывающая в памяти при прочтении, не иначе, в школе в своё время учили: «26 октября (7 ноября) 1917 года стоявший против этого места крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил начало новой эры великой социалистической революции».

Гром, которого не было.
24 октября 1917 года военно-революционный комитет Петрограда вынес распоряжение привести «Аврору» из ремонта, где она находилась, и поставить на якорь у Николаевского моста, соединяющего Васильевский остров с центром города. В случае необходимости задача крейсера была открыть огонь по Зимнему дворцу, где находилось временное правительство, отказывавшееся капитулировать.

Конечно, формально офицеры, командовавшие кораблём, были не обязаны выполнять приказы революционного комитета, но кого в то время волновали формальности? Тем более, на судне уже был сформирован судовой комитет из матросов, который оказывал на офицеров сильное давление. И это мягко сказано. За несколько месяцев до этого, в феврале 1917 года командир крейсера капитан I ранга, ветеран русско-японской войны 1904-1905 гг. Михаил Ильич Никольский трагически погиб от рук своих же матросов, отказавшись встать во главе колонны с красным флагом в руках во время демонстрации.

Командиром корабля на момент октябрьских событий был лейтенант Николай Адольфович Эриксон, избранный для командования кораблём самими матросами. Под давлением судового комитета он согласился поставить крейсер в требуемое место, однако вместе с другими офицерами сделал всё возможное, чтобы уменьшить возможные последствия применения корабельной артиллерии. Слишком хорошо они понимали, что такое открыть огонь из пушек военного корабля в сторону города. Когда пришло время делать выстрел, у орудий не оказалось прицелов и взрыватели снарядов тоже куда-то пропали. Поэтому крейсер смог произвести только один холостой выстрел, который затем и был объявлен сигналом к началу захвата Зимнего дворца. Так что судьбоносного «грома орудий» на самом деле не было. Очередная историческая фальсификация была запущена немногим позже.

Вторая мировая война.
В эти тяжелые дни крейсер показал себя настоящим героем, уже не в первый раз за свою долгую жизнь. В дни ленинградской блокады он находился в гавани Ораниенбаума, прикрывая собой часть фарватера. В него попало столько снарядов, что он превратился в решето и, в конце концов, опустился на дно.

Часть команды крейсера и снятая с него артиллерия в сентябре 1941 года участвовали в защите Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

После снятия блокады было принято решение поставить крейсер на вечную стоянку как памятник военного кораблестроительства 19-20 веков и активного участника в событиях 1917 года. Перед этим понадобилось поднять его и провести восстановительный ремонт, на деле практически обшить заново. После ремонта «Аврора» была поставлена на вечную стоянку на набережной Невы как памятник, а также стала учебной базой Нахимовского училища.

В 1956 году на корабле был создан филиал Центрального военно-морского музея.

Последний ремонт был проведен на корабле в 1984-1987 гг., когда ему был возвращен внешний облик 1917 года.

Музей на «Авроре».
Вот честно, толком даже не расскажу, что конкретно было в каждом зале (каюте? Как там правильно называются помещения на корабле?) Там, действительно, вся соль в том, чтобы слушать экскурсовода, а не рассматривать экспонаты. Всё-таки они не настолько интересны, как сам рассказ.

Естественно, основная экспозиция посвящена октябрьско-революционной тематике. Наш гид честно признавался, что большинство экспонатов его не слишком вдохновляют, поэтому расскажет-ка он нам лучше что-нибудь ещё. И я с ним вполне согласна. Но для очистки совести фотографии я по мере возможности щелкала и несколько покажу для составления общего впечатления.

Эти картины встречают вас в начале экскурсионного пути: верфи - место рождения корабля и его последующее участие в Цусимском сражении.






Вот матросский кубрик как он был - часть ежедневности матросов, еда, отдых, сон - всё здесь.






На этом месте располагалась корабельная церковь. Человек с указкой - наш неумеренно восхваляемый мною экскурсовод.



В залах музея можно увидеть галерею фоторрафий командиров «Авроры» за все годы её жизни.




Бюсты членов судового комитета «Авроры» во время октябрьских событий: А. Белышева и П. Куркова.




Моряки в начале службы на «Авроре».




Из них вышло много высокопоставленных военных: все люди на фото - адмиралы флота.




Подъём крейсера «Аврора» в Ораниенбаумском порту 20 июля 1944 года.




Ещё несколько фото музейных стендов.














Вымпелы, награды, памятные знаки.






Модели корабля.




А под конец, уже нервно поглядывая на часы, ходила по палубе, никак не могла распрощаться: и с зимними хмурыми набережными,










и с красавцем Нахимовским училищем рядом,






и с самой «Авророй».










Радиорубка.






«Аврора» сейчас.
К сожалению, дальнейшая судьба крейсера сейчас находится под большим вопросом. Словопрения, предложения, дискуссии, заявления…

Георгий Александрович, наш гид на судне, принимает самое активное участие в определении судьбы корабля. По его мнению, ситуация вокруг крейсера сложилась катастрофическая и ухудшается с каждым днем. И те, кто утверждает обратное, не понимают всей серьезности положения.

Постараюсь передать смысл простыми словами.
Всё дело в неопределённости статуса «Авроры». С одной стороны Центральный военно-морской музей, в ведении которого «Аврора» находится с 1 августа 2012 года, входит в структуру Министерства Обороны Российской Федерации, т.е. статус корабля можно расценивать как военный, что и было до недавнего времени. С другой стороны, Военно-морской музей - всё-таки музей, а не воинская часть.

Итак, до недавнего времени «Аврора», хотя и была уже давно не на ходу, но имела военный статус, то есть к кораблю был прикомандирован профессиональный экипаж, который следил за состоянием судна. Затем ветер подул в другую сторону, и экипаж расформировали, так как статус судна решили изменить на гражданский. Последствия этого шага не специалисту понятны не сразу. А дело в том, что сейчас за «порядком» на «Авроре» следят приходящие вечером уборщицы из какого-то ООО, которые, естественно, не имеют ни малейшего понятия о том, как заботиться о «начинке» судна, его механизмах, как следить за тем, чтобы судно держалось на плаву (сейчас «Аврора» держится на воде сама, она не подпирается снизу никакими сваями). Закончиться это может тем, что рано или поздно машины сгниют, днище прохудится, случится ещё какая-нибудь поломка и корабль придется списать на утиль.

Вот что говорит по этому поводу депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Васильев: «Если мы хотим сделать «Аврору» музеем, то её нужно поставить на постамент. Пока же судно стоит у причала, оно должно быть полноценной воинской частью. Корабль - это живой организм, там постоянно должны вестись работы. И обслуживать его могут только специалисты, а не коммунальные службы, которые недавно допустили опасный крен крейсера. В любой момент с кораблём может что-то случиться. Это будет позор на весь мир и позволить, чтобы корабль, так много сделавший для России, был уничтожен, нельзя».

Георгий Александрович и другие моряки, ратующие за сохранность корабля, пытаются донести до вышестоящих мысль, что «Аврора» - это корабль с соответствующим оборудованием и механизмами, которые нужно обслуживать, чтобы он держался на плаву. И заниматься его обслуживанием могут только люди, имеющие определенный опыт работы в соответствующей области: судовые механики, электрики и т.д. Крейсер уже 25 лет без ремонта, и его состояние нельзя назвать идеальным. Есть ржавчина на днище, есть проблемы с вентиляцией помещений. В условиях музейного недофинансирования корабельная реликвия довольно скоро рискует оказаться в аварийном состоянии.

Неравнодушные к судьбе «Авроры» люди задаются вопросом, можно ли быть уверенным в том, что ремонт корабля будет в ведении людей, имеющих соответствующий опыт, если относиться к «Авроре» исключительно как к музейному объекту?

Недавно моряки обратились к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой спасти корабль. Губернатор передал письмо Президенту. Теперь остаётся только ждать, как отреагирует Президент на предложение моряков вернуть «Аврору» в состав ВМФ и присвоить ей специальный статус, как в ситуации с Президентским полком. В этом случае корабль может стать образцово-показательным: участвовать в парадах, принимать делегации и т.д. В противном случае он может остаться только музеем, и тогда нельзя с уверенностью сказать, что станет в дальнейшем с легендарным крейсером.

Последнее фото, перед тем, как сойти на берег.



крейсер "Аврора", что посетить, Санкт-Петербург, путешествия, фото

Previous post Next post
Up