Сказал имам аль-Куртуби комментируя слова посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) "Клянусь Аллахом я не боюсь что вы после меня впадете в многобожие" :
т.е он обезопасил группу /совокупность сподвижников от что они поменяют религию ислам многобожием. далее из этого не вытекает что это не произойдет ни с одним из них (сподвижников) , поистине из рассказа - о группе - не всегда вытекает действительность этого (рассказа) в отношении каждого из них . как же нет ?! ведь он (صلى الله عليه وسلم) является тем кто рассказал о том что из них есть те кто станут вераотступниками после его (صلى الله عليه وسلم) смерти, как это ясно пришло не в однократных местах из хадисов про пруд Пророка (صلى الله عليه وسلم) и в других, и на самом деле выявилось вераотступничество многих из тех с кем сопутствовал Пророк (صلى الله عليه وسلم) делал намаз вместе с ним и также воевал, но затем стал неверным после его смерти. Недавно мы приводили слова ибн Исхака :" не осталось после смерти Пророка (صلى الله عليه وسلم) мечети из мечетей мусульман кроме как в его населении было вераотступничество , кроме тркх мечетей". И сражение Абу Бакра с вераотступниками обширно и известно. И когда дело обстоит так то следует трактовать этот хадис так как мы упомянули.
возможно также чтоб этот рассказ был конкретно об определенных его (صلى الله عليه وسلم) сподвижниках про которых Всевышний дал ему (صلى الله عليه وسلم) знать об их исходе и то что они не перестанут следовать правильному пути ислама и шариата пока не встретят на этом пути Аллаха и Его Посланника (صلى الله عليه وسلم) , так как многим из них об этом засвидетельствовал Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) , и выявилось у них устойчивость в религии (истикама) пока Всевышний умертвил их на этом.
Также возможно что это рассказ обо всей умме , и тогда смыслом ее будет : рассказ о непрерывности религии и что ее выявление продлится до судного дня и что она не прервется с преоблоданием многобожия и вераотступничества над всем ее населением , как об этом свидетельствует Коран и Сунна и иджма уммы. Первое (мнение) более явное.
Конец слов Куртуби ("муфхим" - в комментарии этого хадиса)