В процессе разглядывания саркофагов с ангелами-гениями набрела на фликровый альбом
VCS - Necropolis Via Triumphalis.
Саркофаг там был такой:
Некрополь «Виа Триумфалис» - XXVIII. Саркофаг с вырезанным в наличнике женским бюстом, поддерживаемым двумя крылатыми победами (winged victories). Лицо женщины в медальоне грубо затерто.
Под наличником вырезаны мифологические персонажи: два сезонных гения с «педумом», типичной пастушьей палкой и дичью в руках, олицетворения «Теллуса» и «Океаноса», Земли и Океана, а также два рыболовных Эрота в небольшом корабле. На резной поверхности видны следы полихромии.
Мраморный саркофаг, найденный в камере-гробнице VIII, [карта Некрополя, камера-гробница VIII]. Район Санта-Роза. Конец 2-го начала 3-го века нашей эры. Государство Ватикан
Source: P. Liverani, G. Spinola, “Le Necropoli Vaticane” , Jaca Book
*
Фотографии некрополиса в альбоме оставили в некотором недоумении.
Посмотрела, что это вообще такое.
Мир теперь устроен так, что из трех источников можно получить три несоставляемые части.
Некрополь на Триумфальной улице в Ватикане открыли в 1950-х и то ли сразу начали копать, а потом перестали, то ли копали периодически и последний период начался в 2009, то ли начали только в 2009.
То ли туда вообще не пускали туристов, то ли туристы про него не знали. То ли можно было войти только через музеи Ватикана, а в ноябре 2023 открыли свободный вход с улицы. То ли можно пройти только с экскурсией по записи за 10 евро, то ли можно одному за 25 и билет будет включать музеи Ватикана тоже.
Ну или всё это сразу, но попеременно.
Наиболее подробным является сообщение из Аргентины:
2023-11-14
Скелеты, фрагменты терракотовых амфор, травертиновые или мраморные плиты с буквами D. M., обозначающими "dis manibus", богов-манов, божеств загробного мира, саркофаги, фрески и прекрасные мозаики.
Все это можно увидеть в Некрополе на Виа Триумфалис, малоизвестном археологическом памятнике, который является частью прекрасного художественного наследия Музеев Ватикана и в котором сегодня с большой помпой открылся новый вход: ворота Санта Роза на площади Рисорджименто.
Во время экскурсии по пешеходным дорожкам этого более чем привлекательного места площадью 1000 кв. м, которое было обнаружено в 1950-х годах, когда Ватикан начал строить автостоянку, директор Музеев Ватикана Барбара Джатта объяснила, что на самом деле это зона, которая открыта для посетителей с 2013 года, но совершенно неизвестна.
Большинство туристов, как правило, концентрируются на классических "обязательных для посещения" объектах, таких как Сикстинская капелла или собор Святого Петра.
До сих пор его посещали в основном группы археологов, ученых и экспертов, которым приходилось совмещать его с музеями Ватикана, но, видя, что он становится все более успешным, мы решили отделить его и предоставить посетителям эксклюзивный и независимый доступ, в том числе и в связи с юбилеем 2025 года", - сказал он.
"Начиная с этой пятницы, через специальный вход Porta Santa Rosa вы можете попасть непосредственно в Некрополь Via Triumphalis, что является уникальным опытом, поскольку показывает, каким было древнеримское кладбище."
2000 лет назад, поскольку римское законодательство запрещало из соображений безопасности и гигиены кремировать и хоронить мертвых внутри городов, кладбища обычно строились вдоль дорог за пределами городского центра.
Хотя сейчас небольшое государство Ватикан находится в самом центре Рима, 2000 лет назад оно таковым не являлось и находилось на окраине города.
И была дорога - Виа Триумфалис (Via Triumphalis - путь, идущий с севера и означающий возвращение римлян после победы над этрусками), которая проходила по склону долины Ватиканского холма, где и было построено кладбище под открытым небом.
Вдоль обочины дороги, на различных террасах склонов Ватиканского холма, где находились коллективные и индивидуальные захоронения, вдоль дорожек и посадок, часто использовавшихся для церемоний, связанных с культом мертвых, были распределены погребения.
"Это уникальный археологический объект, поскольку останки прекрасно сохранились и представляют большой интерес для углубления знаний о языческих погребальных практиках", - пояснил Джатта.
Уточнив, что в некрополе нет ничего христианского, а все языческое, эксперт пояснил, что хотя то, что можно увидеть сейчас, находится под землей, это было кладбище под открытым небом, совершенно не похожее на знаменитые катакомбы, но с годами скрытое под землей и прекрасно сохранившееся благодаря лавинам и оползням на холме.
"Во многих случаях были найдены погребальные стелы с надписями, проясняющими личность умерших и их истории, связанные с персонажами из средних и низших социальных слоев императорского Рима.
Это не гробницы великих императоров или патрициев, они рассказывают о жизни народа на протяжении многих веков, например, здесь находится гробница Алкимуса, раба Нерона, который делал декорации для театра Помпео", - пояснил он.
Джандоменико Спино, археолог и заместитель художественно-научного директора Музеев Ватикана, который 30 лет назад начал работать в этой невероятной археологической зоне, находившейся всего в нескольких метрах от его офиса, под землей, подчеркнул, что, поскольку некрополь находился на обочине дороги, проход путников питал память об усопших.
"И, прежде всего, здесь присутствовала активность живых: с помощью специальных практик и погребальных обрядов древние римляне поддерживали связь со своими усопшими близкими и устанавливали контакт с загробным миром", - пояснил он.
"Поэтому это не траурное место, а место жизни", - подчеркнул он.
Его коллега Элеонора Феррацца согласилась с ним, особо отметив найденные на могилах надписи из букв "DM" в честь "dis manibus", языческих божеств загробного мира, и сказала, что самые бедные могилы состоят из фрагментов терракотовых амфор, в которые помещался прах усопших,
Вместе с прахом усопших, которые во многих случаях кремировались, но при более низкой температуре, чем сегодня, их родственники помещали в их воронкообразные горлышки смеси молока, меда и вина, как бы для того, чтобы они были сыты.
"Существовал также обычай класть монету под язык умершего, чтобы оплатить проезд в загробный мир", - сказал археолог, отметив, что гробницы, найденные в некрополе Via Triumphalis, датируются периодом от конца I в. до н.э., когда преобладал обычай кремировать умерших, до начала IV в. н.э.
"Возможно, есть еще более древние захоронения, но мы не хотели проводить раскопки дальше вниз из-за трудностей, связанных с хрупкостью материалов и самих останков, которые требуют постоянного ухода и консервации", - сказал Ферразза в интервью LA NACION, отметив, что для выживания археологической зоны очень важно поддерживать стабильный уровень температуры и влажности.
Некрополь Via Triumphalis перестал использоваться примерно в 320 году, когда император Константин построил базилику Святого Петра.
Тогда римляне предпочитали хоронить неподалеку, в Некрополе на Виа Корнелия, рядом с останками Петра, первого христианского мученика.
"Большая разница заключается в том, что в Некрополе Виа Корнелия под базиликой Святого Петра, который также можно посетить и который был раскопан в 1930 году, сохранились прежде всего более помпезные и монументальные гробницы, что сильно отличается от того, что было сделано здесь", - заключил Ферразза.
**
И еще один источник, не могу удержаться))
*
Археологические работы в некрополе Санта-Роза, или Некрополе Триумфальной дороги, ведутся с 2009 года, и на данный момент обнаружено около 250 могил внутри более чем 40 гробниц.
Разбираясь в организованном хаосе древнего города мертвых, археологи обнаружили хорошо сохранившиеся индивидуальные и семейные гробницы, содержащие очень реалистичные погребальные портреты, саркофаги замысловатой скульптуры с именами дорогих усопших, стелы с надписями, раскрывающие подробности их жизни, и личные артефакты и предметы захоронения, оставленные на память при посещении близких.
«Некрополь Санта-Роза является одним из наиболее хорошо сохранившихся захоронений римского мира и содержит сокровищницу жизни древних римлян», - Леонардо Ди Блази, управляющий некрополем Департамента греческих музеев Ватикана и римских древностей, сообщил «Джерузалем Пост».
«На этом кладбище мы нашли захоронения обычных мужчин, таких как почтальоны, пекари, кузнецы, создатели фонтанов, послы и члены команды возничих, участвовавших в цирке».
Интересным аспектом кладбища является то, что оно использовалось в то время, когда римское общество переживало глубокий духовный переход.
«Похороны не только проливают свет на переход погребальной практики, такой как переход от кремации к менее дорогой практике ингумации [погребения], но погребальные обряды также выражают надежды и суеверия умерших в то время, когда римляне перестал верить в олимпийских богов», - сказал Джандоменико Спинола, глава отдела археологии музеев Ватикана и нынешний директор раскопок некрополя на Триумфальной дороге.
«Поэтому они остались неуверенными, доверить свои ожидания загробной жизни новой философии или старым суевериям».
Одно захоронение, подчеркивающее природу предстоящего перехода, принадлежало молодому человеку по имени Публий Цезилий Викторин, который скончался в возрасте 17 лет в середине третьего века.
Саркофаг Викторина, погребенного рядом с четырьмя другими членами его семьи, украшен поразительными изображениями буйных дельфинов, плавающих и прыгающих в океане.
В древнем мире дельфинов считали посланниками греческого бога Посейдона, и одной из их обязанностей было сопровождение недавно умерших душ в подземный мир.
Но в данном случае дело было еще не в этой истории.
«Викторин был похоронен в то время, когда в Римской империи распространялось христианство», - пояснил Леонардо Ди Блази.
«Интересно, что в иконографии саркофагов [семьи Викторинов] присутствуют как языческие, так и христианские элементы.
Например, фигуры дельфинов символически трансформируются в Христа, который ведет мертвых к «самым безопасным берегам» неба».
Еще одним доказательством религиозных взглядов покойного и его семьи стало изображение на саркофаге Викторина женской фигуры с высоко поднятыми руками в молитве.
В иконографии церкви такое действие олицетворяло бы посвящение души человека Христу.
Гробницы, их содержимое, украшения и надписи показывают, что даже самые скромно рожденные жители Рима были весьма озабочены своим статусом и что у них было достаточно возможностей для карьерного роста, чтобы сделать эту озабоченность понятной.
Одним из важных открытий в некрополе Санта-Роза стала гробница, в которой находилась пара стел (алтарей), посвященных членам большой семьи Тиберия Клавдия Оптата.
Надписи и портреты отдают дань уважения умершей жене, дочери и зятю Оптата, которые, как и Оптат, в какой-то момент своей жизни были освобождены от рабства.
Несмотря на его очевидно скромное происхождение, надписи на семейной гробнице показали, что Оптат служил официальным архивариусом печально известного императора Нерона первого века.
Это была должность довольно высокого статуса, и неудивительно, что Оптат и его близкие, очевидно, очень гордились его достижением.
Рядом с семейной гробницей Оптатов находилось еще одно погребальное здание, которое было посвящено рабу по имени Алцим, который, несмотря на то, что находился в состоянии рабства, был выбран Нероном для проведения ремонтных работ в престижном Театре Помпеяно.
Воздвигнув памятник в его честь и собрав те немногие ресурсы, которые у них, должно быть, были, гордые члены семьи позаботились о том, чтобы весть о связи Алкима с римским императором была передана потомкам.
Картинки из викимедии, несколько.
Чувство недоумения в общем никуда не делось((.
*
По совершенно случайному совпадению позднеитальянские настенные памятные плиты в церквях часто начинаются с аббревиатуры D.O.M., причем буквы разнесены далеко друг от друга, так что на древнеримской стеле буква О прекрасно бы вписалась посередине)).
*