про художников, алтарь и копии

Jul 03, 2023 20:39

Вот, говорят, интернет, всё можно найти, ага.
Забыла фамилию художника, лень было книжку открывать, решила попробовать так найти.
Пришлось книжку всё-таки открыть в итоге.
Виц его фамилия оказалась.

Искала я его потому, что некая картинка назарейская мне его напомнила.
Картина оказалась копией всемирно известного (но не только лишь всем) алтаря в кёльнском соборе.
Изучила алтарь, узнала про многочисленные его копии, в частности, множество их было изготовлено известным (кому-то) немецким художником.
Утверждается, что вообще картин художник написал около 150, но в сети хорошо, если десяток-полтора наберется.
Копий алтаря и вовсе не нашла ни одной.



Картинка такая.



Koblenz-Stolzenfels, castle, wall painting, by August Gustav Lasinsky.

Исходник:



Алтарь покровителей города (Altar der Stadtpatrone) (ранее также Алтарь Трех королей (Dreikönigsaltar) или Кельнский собор (Kölner Dombild)) - триптих Стефана Лохнера (Stefan Lochner). Первоначально он стоял в часовне Совета и был перенесен в Кельнский собор в 1810 году. С 1948 года алтарь стал центром Мариенкапеллы в Кёльнском соборе. Крылатый алтарь считается самым важным произведением поздней готической кельнской школы живописи.
*
Алтарь был спрятан от французских революционных войск в 1794 году.
Поскольку в годы французской оккупации часовня была секуляризована, алтарь был перенесен в Кельнский собор в 1810 году по инициативе кельнского ученого и коллекционера произведений искусства Фердинанда Франца Вальрафа.
За это время была проведена еще одна реставрация Максимилианом Генрихом Фуксом и позолотчиком Кристианом Вальцером.
В 19 веке - в период неоготики - образ собора (Dombild) приобрел популярность и несколько раз копировался, в том числе Бенедиктом Беккенкампом.
*
Как обычно в средние века, произведение искусства не подписано.
В 1822 г. Иоганна Шопенгауэр, мать одноименного философа, обратила внимание в своих трудах на дневниковую запись Альбрехта Дюрера, в которой он записал сведения о поездке в Нидерланды.
Во время этой поездки в ноябре 1520 года Дюрер посетил Кельн примерно на две недели, и в первые несколько дней ему показали избранное произведение искусства: «...die maister Steffan zu Cöln gemacht hat (...мастер Штефан сделал в Кёльне)».

*
Происхождение алтаря датируется между 1440 и 1442 годами с середины 19 века.
Оно было впервые предложено Иоганном Якобом Мерло, который в 1852 году отождествил мастера Штеффана, упомянутого Дюрером, с исторически поддающимся проверке Стефаном Лохнером.

Утверждение считается правдоподобным, но носит гипотетический характер.

*
в 2012 году панели были исследованы с помощью инфракрасной спектрометрии.
При анализе первоначальных рисунков стало ясно, что их делали не менее четырех рисовальщиков.
В одном из них можно было узнать самого Стефана Лохнера, типичный почерк которого виден на внутренней стороне левого крыла и частично на центральной панели.
Вывод - Лохнер руководил крупной живописной мастерской, в которой вместе с ним работали по крайней мере три опытных подмастерья.

*****

Литературы про алтарь должно быть воз и маленькая тележка, но мне не удалось ничего найти в свободном доступе.
Картин Лохнера в сети больше, чем картин некоторых назареев.

*****

Личность Лохнера оставалась неизвестной на протяжении веков, и никакие другие известные работы не были связаны с запрестольным образом Домбильда.
В 1816 году Фердинанд Франц Вальраф идентифицировал его как Филиппа Кальфа (Philipp Kalf), основываясь на прочтении имени, начертанного на ткани фигуры справа от центральной панели.
Он неверно истолковал отметки на каменном полу, изображенные в «Благовещении», за 1410 год, который он принял за год завершения.
Иоганн Доминикус Фиорилло (Johann Dominicus Fiorillo) обнаружил запись 15-го века, в которой говорилось: «В 1380 году в Кельне жил превосходный художник по имени Вильгельм, которому не было равных в своем искусстве и который изображал людей, как если бы они были живыми».
В 1850 году Иоганн Якоб Мерло отождествил «майстера Штеффана» с историческим Стефаном Лохнером.
...
Лохнер работал в стиле поздней интернациональной готики (schöner Stil), который уже считался устаревшим и старомодным к 1440-м годам, но широко считается новаторским (already considered dated and old-fashioned by the 1440s, yet is widely regarded as innovative).
...
Его цветовые схемы, как правило, яркие и сияющие, наполненные разнообразными красными, синими и зелеными пигментами.
Он часто использовал ультрамарин, тогда дорогой и труднодоступный.

*****

Я было попечалилась своему дилетантству, мол, предположила связь алтаря с Вицем напрасно, но нашла подтверждение своим предположениям:

" Вернемся к записи Дюрера. Надо сказать, что она в свое время наделала много шороха среди исследователей. Ведь не ясно, где Божественный видел алтарь (упоминается именно «алтарь», в оригинале «створки») - ни место, ни тему работы он не описал. Некоторые исследователи (американский искусствовед Брюджит Корли, например), считают, что «Алтарь покровителей» - вообще не работа Лохнера, с таким же успехом автором мог бы быть, скажем, Конрад Витц".

Порадовалась)).

Ещё пишут, что алтарь копировали вскоре после создания, но этих копий я тоже не нашла.

Зато частичная копия известного немецкого художника была на выставке 1818 года.

*****

Johann (Kaspar) Benedikt Beckenkamp (* 7. März 1747 in Ehrenbreitstein; † 1. April 1828 in Köln) war ein deutscher Maler aus dem Rheinischen.
Иоганн Бенедикт происходил из семьи винокуров, поселившихся в Эренбрайтштайне после Тридцатилетней войны.
Он был третьим ребенком винокура (Weinbrenner) и художника Лоренца Бекенкампа и его второй жены Катарины Схоластики, урожденной Хофманн.
После второго брака отец сначала занялся живописью своего тестя и дослужился до должности художника, а в 1747 году, когда родился Бенедикт, стал придворным художником.

В свидетельстве о рождении нет имени Каспар, и Беккенкамп никогда им не подписывался.
Это имя появляется только в свидетельстве о смерти и в некрологе, написанном его учеником Матиасом Джозефом де Ноэлем.
В написании Каспар он преобладал в более поздней литературе; неясно, имело ли это какое-либо значение для самого Бекенкампа.
Изменения претерпела и фамилия: Беккенкамп подписывался с Бекенкамом (Bekenkam) и Бекенкамом (Beckenkam) и только с 1820-х годов Бекенкампом (Beckenkamp).
...
В 1780-х годах Бекенкамп установил сеть отношений с Бонном и Кельном.
Он встретил ученого, а затем ректора Кельнского университета Фердинанда Франца Вальрафа.
Максимилиан Франц Австрийский, избранный курфюрстом Кельна в 1784 году, также узнал о Бекенкампе, вероятно, при посредничестве Клеменса Венцеслава, курфюрста Трира.
...
Однако неясно, жил ли в те годы Бенедикт Беккенкамп в Бонне.
Связь с семьей Бетховена, в которую попал Бенедикт Бекенкамп, основана на путанице между его биографией и биографией его брата Питера.
...
Кельнские церкви были секуляризованы французскими оккупационными властями; Принадлежащие им картины были принудительно проданы.
Это привело к тому, что Бекенкамп получил заказ на оценку и реставрацию таких картин.
Например, вместе с живописцем Николаусом Циммерманном он оценил ценность триптиха «Оплакивание Христа» Герхарда тер Штегена де Монте из церкви св. Андреаса, перешедшего в собрание Фердинанда Франца Вальрафа.
Он восстановил позднеготическую картину «Ахатиусмартириум» для прусского правительственного советника Вернера фон Гакстхаузена.

С 1812 года Бекенкамп имел дело с копиями картины Стефана Лохнера «Kölner Dombildes», а также с другими копиями старых картин.
Ситуация с заказами казалась очень хорошей, потому что Беккенкамп давал меньшие заказы своему сыну Сигизмунду Августу, а также студентам.
В 1818 году король Фридрих Вильгельм III заказал у него большую копию Dombildes, которую Беккенкамп завершил к 1821 году.
Бекенкамп был активен почти до своей смерти в возрасте 81 года.

*

В более поздние годы он создал небольшие религиозные картины в стиле Аннибале Карраччи, Карло Маратта и Януариуса Зика для частных клиентов.
В своих религиозных картинах Беккенкамп не развивал свой собственный стиль, а колебался между стилем барокко Януария Зика и классическими формами и композициями.
Нововведения назареев не оказали на него никакого влияния.
...
С секуляризацией в начале 19 века многие произведения искусства были выпущены из церквей.
Это привело к оживленной торговле произведениями искусства и многочисленным заказам копий для художников.

Изображение Оплакивания Христа работы Йооса ван дер Беке из церкви Святой Марии в Лискирхене было утрачено для города в результате секуляризации.
Копию, сделанную Бекенкампом и датированную 1816 годом, де Ноэль описывает как свидетельство мастерства своего учителя.
Копия до сих пор находится в церкви Святой Марии в Лискирхене.

В 1819 году коллекция произведений искусства боннского священнослужителя Франца Пика была ликвидирована и продана.
В коллекцию входил «Портрет Агриппы фон Неттесхайм» работы Бартеля Брейна Старшего, который затем приписывался Гансу Гольбейну Младшему.
Фердинанд Франц Вальраф хотел оставить картину для Кельна; однако оригинал был для него недоступен.
По его заказу Бекенкамп скопировал картину.

Около 1815 года репутация Бекенкампа как переписчика была настолько распространена, что к нему обращались даже высокопоставленные иностранные любители искусства.
Однако больше всего заказов было на алтарь покровителей города, который Штефан Лохнер создал в оригинале.

Между 1812 и 1828 годами Беккенкамп сделал большое количество изображений этого мотива.
По большей части это реплики в уменьшенных размерах, с уменьшенным количеством фигур и в некоторых случаях с другим расположением фигур.
Версия, которую Бекенкамп создал между 1819 и 1821 годами по заказу короля Фридриха Вильгельма III, наиболее близка к копии, которая соответствует оригиналу.

Справа и слева от этой копии добавлены задние части изображения алтаря. На них изображено Благовещение Господне.
Таким образом, эта копия состоит из пяти крыльев.
Сейчас она находится в библиотеке замка Фридрихсхоф в Кронберг-им-Таунус.

Другие известные версии:
Частичная копия для принца Вильгельма Прусского, 1812-1814 гг., по заказу принцессы Марианны;
Эскиз маслом для графа Генриха Людвига фон Дона-Вундлакен, 1814 г .;
Вырезанная копия для Петера Беута, 1814 г .; сегодня в картинной галерее Государственных музеев Берлина;
Детальная копия Марии с ребенком для принцессы Марианны Прусской, вероятно, 1815 г .;
Частичная копия, вероятно, для наследного принца Фридриха Вильгельма Прусского, вероятно, 1815 г .; в замке Штольценфельс;
Частичная копия Dreikönigsbild, вероятно, для принца Фридриха Прусского, вероятно, 1815-1817 гг .; сегодня в Dreikönigsgymnasium в Кёльне;
Рисунок для Эберхарда фон Гроота, 1823 г .;
Триптих для семьи Херемана фон Зюйдтвика, вероятно, 1826-1828 гг .; сегодня в вестибюле Кёльнской ратуши.
Кроме того, Бекенкамп сделал большое количество графических репродукций городских покровителей Стефана Лохнера, в том числе гравюру на меди в качестве иллюстрации к книге в мягкой обложке для друзей старого немецкого времени и искусства 1816 года.



Kaspar Benedikt Beckenkamp. Thronende Maria mit dem Kinde (Kopie nach dem Mittelbild des Dreikönigsaltars von Stephan Lochner). 1818
202 x 120 cm, Öl auf Holz

Художник из Кельна Бекенкамп, который поддерживал тесные контакты с коллекционерами и поклонниками старого немецкого искусства, такими как братья Буассере и Фердинанд Франц Вальраф, стал искусным копировщиком готической живописи.
По поручению прусской королевской семьи Беккенкамп несколько лет работал над репликами алтаря Трех королей, написанного Стефаном Лохнером около 1445 г., который находится в Кельнском соборе только с 1810 г.

Собор (Dom) представлял общественный интерес, по крайней мере, с тех пор, как Йозеф Гёррес призвал его завершить в качестве национального памятника Германии (1814 г.).
Он также занимал Карла Фридриха Шинкеля и его друга и соратника Кристиана Петера Вильгельма Беута.
Шинкель впервые увидел это здание в 1816 году.
В письме Кристиану Даниэлю Рауху он особо подчеркнул запрестольный образ Лохнера.
В 1818 году Шинкель нарисовал большой контур западного фасада с завершенными башнями для короля на основе найденных старых планов.

Покупка Беутом частичной копии Бекенкампа в оригинальном размере, вероятно, в равной степени может быть объяснена его новым предпочтением старой немецкой живописи и его интересом к Кельнскому собору.
В 1818 году частичная копия экспонировалась на выставке Берлинской академии.
Анжелика Везенберг

чтение с интересом, живопись, история, искусство, люди

Previous post Next post
Up