Нашла статью про реставрацию некой картины, узнала про картину.
Это картина Дюрера, называется Rosenkranzfest.
Вики-ру именует ее почему-то «Праздник терновых венцов» или «Праздник чёток».
Немцы - Праздник Розария, также известный как Алтарь Розария.
Чехи - Růžencová slavnost.
Чехи тут потому что и статья и музей с картиной - чешские.
Однако, немцы тут же сообщают, что "Картина Дюрера не имеет ничего общего с праздником розария, введенным в 1572 году. Название картины современное. Скорее, Братство Розария изображается как универсальное молитвенное братство".
"Братство Розария было основано Якобом Шпренгером в 1475 году как молитвенное братство в Кёльне" и "Изображение должно было представить идеальное собрание Братства Розария".
Всем известно, что (с) Дюрер написал картину в Венеции в 1506 году. Для венецианских немцев. (маслом по дереву, размер примерно два на полтора метра)
И что Рудольф-2 так ее хотел, что выкупил задорого в 1606.
Потом Рудольфа не стало, коллекцию Рудольфа увезли, но Розарий остался.
Пришли шведы и все разграбили, но Розарий все равно остался.
Предполагают, что шведы не польстились на него из-за плохой сохранности.
Предполагают даже, что плохая сохранность уже была в Венеции.
За что Рудольф-то платил тогда?
Дальше говорят про монастырь, но в монастырь картина попала еще через сто с лишним лет после шведов.
"
Картина находилась в частной собственности с момента изъятия из Пражского Града в 1782 году при Иосифе II, когда она была продана с аукциона по ориентировочной цене в один гульден. В 1793 году его приобрел П. Венцель Майер, аббат Страховского аббатства."
*
Пишут, что у этого Страховского (по-русски Страговского, но исправлять лень) аббатства премонстрантов вообще была довольно приличная коллекция картин.
Кстати, про этих премонстрантов забавно:
ЭСБЕ утверждает, что название произошло от указания небес - "Норберт собирал своих первых учеников на лугу, по его словам, указанному ему небом (pratum monstratum - откуда произошло название ордена)", а
вики-ру - что "по названию аббатства".
Чешские пертрубации 20 века:
"
В 1793 г. аббат В. Майер пополнил коллекцию
Страговского монастыря панно с изображением Розария работы Альбрехта Дюрера, которое приобрел у придворного совета и главного почтового инспектора Игнаца Георга Филлбаума.
С тех пор работы Дюрера находятся в собственности монастыря.
Страговский монастырь предоставил работы Дюрера для выставки в новом
Рудольфинуме в 1885 году.
После закрытия Рудольфинума Фестиваль роз хранился в летней трапезной в Страхове, над которой в 1920-1928 годах располагалась картинная галерея Общества патриотически настроенных друзей искусства.
Дискуссии о продаже государству картины начались еще в 1928 году, когда картина была оценена более чем в 15 миллионов чехословацких крон.
Поэтому государство заплатило часть цены премонстратам землей и большими поместьями.
Еще в 1928 году Страговский монастырь отправлял панно «Праздник Розария» в Нюрнберг, где проходила ретроспективная выставка творчества Альбрехта Дюрера.
С середины 1930-х годов начал происходить обмен между государством и монастырем, и в 1934 году Розарий стал собственностью нового чехословацкого государства.
Он передал ее в картинную галерею Общества патриотически настроенных друзей искусства, председателем которого в то время был страховской игумен Метод Заворал.
Чехословацкое государство заплатило часть сметной суммы монастыря землей в Кинжварте, которую оно конфисковало у семьи Меттерних во время земельной реформы (Кинжварт и Пласы около 20 000 га).
Приобретенные монастырские земли бывшего имения Меттернихов в Кинжварте в 1938 году стали частью уступленного пограничья.
Чехословацкое государство также перестало платить премонстратам согласованные взносы.
Из соображений безопасности картины были возвращены в монастырь вскоре после установления протектората, когда там была спрятана часть коллекций Чешско-Моравской провинциальной галереи (ныне Национальная галерея в Праге).
В рамках СтБ «Акция ВК» в 1950 году монахи Страговского монастыря были интернированы, а картины переданы в Национальную галерею, фонды Национальной культурной комиссии, а часть передана Харите.
После 1990 г. часть коллекций была возвращена Страхову в порядке реституции.
Премонстраты пытались вернуть Праздник Розария в качестве реституции, но потерпели неудачу в суде.
Впоследствии они потребовали возвращения своих земель (Causa Kynžvart).
Розарий остается во владении Национальной галереи, которая выставляет его во дворце Штернберов на Градчанской площади в Праге"
*
Не очень понятно, но интересно.
*
"Из-за значительных повреждений это произведение приходилось несколько раз реставрировать, причем масштабы перекрасок были значительными, что видно из сравнения со старыми копиями произведения. Исправление, сделанное посредственным художником Иоганном Груссом в 19 веке, считается особенно бестактным."
*
Из текстов Национальной галереи следует, что вики-ч. более-менее верно передает сведения.
Хотя иногда приводятся какие-то другие даты:
*
"...интерес к покупке восходит к 1912 г., когда «Пир Розария» спустя долгое время покинул Страхов и был выставлен в Рудольфинуме.
В 1920-х годах премонстраты через различных агентов пытались продать картину за границу, с этой целью они предоставили ее на выставку произведений Альбрехта Дюрера в Нюрнберге в 1928 году (предполагалось, что она будет куплена для родного города Дюрера), а впоследствии она выставлялась в Старой пинакотеке Мюнхена. За это время премонстраты также договорились о цене, которую, однако, немецкая сторона не могла принять, а каноники отказались снижать ее.
В сентябре 1928 г. «Руженцова славность» вернулась в Прагу, продолжала обсуждаться ее продажа за границу, однако реального заинтересованного лица, которое могло бы принять условия владельца, не нашлось".
*
Ещё уточнения:
*
Первоначальные названия картины были «Ассамблея Братства Розария» или «Братство Розария». Название «Фестиваль Розария» появилось и закрепилось только в 19 веке.
Картина была создана за 110 рейнских золотых в 1506 году по заказу немецких купцов Ульриха Фуггера и Антона Кольба как запрестольный образ для капеллы церкви Сан-Бартоломео ди Риальто для нового братства розария.
В 1606 году, через сто лет после ее создания, император Рудольф II купил картину для своей коллекции за 900 дукатов.
Перевезти картину из Венеции в Прагу было очень сложно. После многих планов, например, перевозки на корабле, в повозке и т. д., Император решил доставить изображение в свою страну пешком. Завернутое изображение якобы несли четверо мужчин, которых переправили через реку на плоту.
Во время перевозки, вероятно, произошла первая реставрация образа и создание первой копии.
После смерти императора Рудольфа II. картина начала портиться.
Во время Тридцатилетней войны празднование Розария было перенесено в Ческе-Будеевице по соображениям безопасности.
На обратном пути в Прагу в 1635 г. картина была настолько повреждена, что шведы, разграбившие Пражский Град в 1648 г., совершенно не заметили ее.
Во время разграбления картина избежала уничтожения или кражи только случайно.
Состояние картины продолжало ухудшаться, и в конце концов картина была изъята из замковых коллекций за ненадобностью и продана за бесценок на печально известном аукционе Жозефины в 1782 году.
Картина переходила из рук в руки еще несколько раз, прежде чем была куплена в 1793 году Королевским каноником премонстратов в Праге в Страгове.
Здесь картина хранилась и продолжала портиться.
Чтобы картина не была уничтожена, аббат Дж. Дж. Зейдлер приказал ее реконструировать.
Реконструкция была проведена в 1839-1841 годах Иоганном Груссом.
На момент реставрации уже существовало несколько копий картины Дюрера, но Грусс не использовал ни одну из них для своего ремонта.
К сожалению, часть картины, особенно центральная часть, является произведением 19 века.
После реконструкции картина была выставлена в картинной галерее монастыря, где пользовалась большой посещаемостью и восхищением.
*
Пребывание картины в Венеции никоим образом не пошло ей на пользу.
Когда император Рудольф II купил картину, она была в плачевном состоянии.
В записи о продаже того времени говорится, что картина была повреждена возрастом, а краски сильно слезли с пластины, и вскоре от картины ничего не останется.
Возможно, что за сто лет в Венеции больше, чем посетители и сажа от свечей, наводнения, сырые стены и соленый воздух стали причиной этой драматической ситуации.
Учитывая способ транспортировки, кажется, что новый владелец пытался избежать дальнейшего ущерба.
Чтобы как можно безопаснее перевезти редкое произведение в Прагу, император приказал завернуть его сначала в вату, затем в ковер и, наконец, в вощеную ткань.
Картина была подвешена на шестах и пронесена сильными мужчинами из Венеции через Альпы в императорскую резиденцию, чтобы она не потерпела ни малейшего повреждения от толчков или ударов.
Картина, вероятно, впервые была восстановлена во время транспортировки неизвестным художником.
Есть предположение о возможном реставраторе, художнике Гансе Роттенхаммере, работавшем на Рудольфа II.
Предполагается, что первая копия картины также была его рук и что шесть недель, прошедших между закрытием сделки и транспортировкой картины из Венеции, понадобились для высыхания новых красок.
Эта первая небольшая реставрация была сделана хорошо, то есть она скорее пошла на пользу картине.
Тридцатилетняя война и порча живописи в императорских коллекциях оказали еще одно губительное влияние на картину.
В 1663 г. картина подверглась небольшой реконструкции руками Карела Шкреты.
Об этом известно немногое.
Даже тот факт, что картина была изъята из коллекции за ненадобностью, говорит о ее бедственном состоянии.
После этого сменилось несколько владельцев. Сегодня мы не узнаем, как обошлись с шедевром.
После того как в 1793 году картина попала в монастырь Королевских каноников премонстратов в Страгове, Прага, она хранилась и портилась до 1839 года.
Между 1834 и 1836 годами картина была предоставлена графу Штернберку, который хотел приобрести ее копию.
Но он повесил картину на сырую стену, и в результате меловая подложка картины отвалилась.
Граф поручил реконструкцию неизвестному, но, конечно, не очень хорошему художнику.
Больше об этой реконструкции мы ничего не знаем.
Еще одна реконструкция 1893-1841 годов тоже была довольно вредной.
В то время работа была названа крушением, художник Иоганн Грусс Старший вскрыл оригинальные сохранившиеся части под барочной перекраской и дорисовал сходящиеся места.
Иоганн Грусс мог бы использовать для своей реставрации несколько существующих копий произведения, но он этого не сделал.
Поскольку центральная часть картины пострадала в основном от реставрации, мы можем только догадываться, какие выражения были на лицах трех главных фигур, Марии, Иисуса и Папы. Например, сейчас даже невозможно узнать, был ли портрет папы на картине портретом тогдашнего папы Юлия II или нет.
***
Непонятно, а что, по копиям разве нельзя понять про портрет папы?
А вот в книжке про Дрезденскую галерею написано, что до 1830-х годов или даже позже никто не реставрировал картины и даже не хотел этого делать.
Да, а в первоначально найденной статье говорилось как раз про влияние на Грусса назареев, в частности Йозефа рыцаря Фюриха, ну очень большого поклонника Дюрера.
*
"Грусс был художником из Литомержиц в северной Чехии.
Его работы демонстрируют определенную степень мастерства и знания современного искусства назареев, которые он применял в несколько жесткой и упрощенной форме.
Больше всего на него повлияли картины, рисунки и гравюры Йозефа Фюриха.
Вдохновение, которое он черпал из работ Фюриха, чтобы перерисовать лик Богородицы в «Празднике розовых гирлянд» Дюрера, оказалось правильным выбором: четко определенный стиль Фюриха (в котором Фюрих сравнялся с работами Дюрера) был чем-то, чему Грусс, художник гораздо более скромного таланта и ограниченных способностей мог легко подражать.
Если бы Грусс искал вдохновения непосредственно в работах старых мастеров и пытался самостоятельно перенести их стиль в провинциальный назарейский стиль 1830-х годов, он наверняка был бы неуверен и результат был бы непоследовательным.
Таким образом, моделирование его работы по образцу Фюриха обеспечило стилистическую согласованность дополнений Грусса."
Копии из вики.
1606, автор неизвестен
примерно так же, даже непонятно, это другая копия или нет.
Больше не нашла.