про бога С. и храм С.

Jul 06, 2022 15:01

В книжном списке еще достаточно много интересных персонажей).
Сегодня будет ещё один, по имени Санкус (Sancus).



Санкус, несомненно, был древним сабинским божеством, но его точная природа неизвестна.
Его очень рано спутали с греческим Гераклом; но Ara Maxima и жречество Потитиев и Пинариев (Potitii and Pinarii) вместе с родовым культом Фабиев, которые были сабинского происхождения, должны были, по-видимому, все принадлежать древнему сабинскому богу.
В качестве дополнительного доказательства мы можем отметить, что храм Санкуса стоял на Квиринале, сабинской части города.
В этом храме сохранился первоначальный договор, заключенный Тарквинием Гордым с габиями (Gabians).
В нем же стояла бронзовая статуя Кайи Цецилии (Caia Cæcilia), бережливой супруги Тарквиния Приска (Tarquinius Priscus), согласно древней легенде; и ее веретено и сандалии когда-то сохранились там.

Санкуса также звали Диус Фидий (Dius Fidius) и Семо (Semo); первый, возможно, вследствие сходства его имени со словом святилище (sanctus); последний называется semihomo.
Овидий, обращаясь к нему, называет его в обычной манере, Semo Pater.
Фестиваль Санкуса проходил в нонах июня.
Люди, отправляясь в путешествие, приносили ему жертвы.
(из книжки)

Sancus, Semo Sancus (от sancire), сабинское божество, перенесенное в Рим, которое первоначально должно было означать небо; оно отождествлялось с Dius Fidius (Ζεὺς πίστιος) как божество договоров и супружества.
Позднее его сравнивали и смешивали с Геркулесом.
Его почитали на тибрском острове под названиями Sancus, Sanchus, Sangus, Sanctus, и на Квиринале у него было святилище, построенное Титом Тацием.
Ему были посвящены июньские ноны. Ov. fast. 6, 213. Liv. 8, 20. 32, 1. Prop. 4, 9, 71.
Реальный словарь классических древностей (Фридрих Любкер, 1854 / Филологическое общество, 1885)

Санк Семон (Semo Sancus, то же, что Dius Fidus или Hercules) - y древних римлян, сабинян и умбров божество, родственное Юпитеру, богу небесного света, или, скорее, - гений Юпитера, блюститель права и порядка среди людей, покровитель брака и гостеприимства, клятв и договоров.
Как и Геркулес, С. был покровителем (гением) общественных улиц и международных сношений, как Квирин и Юнона Куритис - покровителем матрон и их брачных прав.

Культ С., по преданию, был перенесен в Рим Т. Тацием, и в честь его построен храм на Квиринале (466 г. до Р. Хр.).
В храме хранились прялка, веретено и сандалии Гаи Цецилии или Танаквили, супруги Тарквиния Приска, которую римские матроны почитали как идеал верной супруги.
Другое святилище С. находилось на Тибрском о-ве.

Семоны были то же, что национальные лары или гении, т. е. покровители и представители страны или народа (ср. греч. ήρωες); так, в песне арвальских братьев они сопоставляются с ларами.

Вики-ру дословно повторяет ЭСБЕ.

Британика 1911 знает больше

Sancus, очевидно, происходит от sanclre, что означает тот, кто освящает действия, в которых принимает участие. Семо по-разному объясняли как: (1) того, кто руководит временем посева и сбора урожая (серере, ср. женская Семония); (2) существо отдельное от человека и превосходящее его (se-homo); (3) полубог (полумис). Жрецы, называемые bidentales, существование которых засвидетельствовано надписями, были особенно связаны с его поклонением, так как молния, падавшая днем ​​с неба, считалась посланной Дием Фидием, и особый класс птиц (sanquales) находился под его покровительством.
...
Дионисий Галикарнасский (IV, 58) утверждает, что договор, заключенный между Тарквинием Гордым и городом Габий (Gabii), хранился в том же храме Санка, имя которого он переводит как Ζεύς πίστοις.

Его можно было призвать только под открытым небом, как обладающего природой бога света и дня; поэтому в крыше его храма было сделано круглое отверстие, через которое молитвы могли подниматься на небо.
Если его призывали в частном доме, те, кто призывал его имя, стояли под отверстием в крыше, называемым комплювием.

Бронзовые шары, упомянутые Ливием (VIII, 20, 8) как установленные в его храме, также предположительно имеют некоторую связь с этим, хотя они могут быть просто символами вечной власти Рима.

На острове в Тибре была вторая часовня Семо Санкуса с алтарем, надпись на котором побудила христианских писателей (Иустин Мученик, Тертуллиан, Евсевий) спутать его с Симоном Волхвом и сделать вывод, что последнему поклонялись в Риме как богу.

Культ Семо Санкуса никогда не имел большого значения в Риме; власти расходятся во мнениях относительно того, было ли оно сабинского происхождения или нет.

Множественное число Semones использовалось для обозначения класса сверхъестественных существ, своего рода божеств-покровителей государства.

См. Preller, Römische Mythologie; статья «Dius Fidius» Виссова в «Lexikon der Mythologie» Рошера и его «Religion und Kultus der Römer» (1902 г.), который отвергает тождество Semo Sancus Dius Fidius с Гераклом; В. В. Фаулер, «Римские фестивали» (1899 г.); Э. Jannettaz, Étude sur Semo Sanctus Didius (Париж, 1885 г.), согласно которому он был сабинским богом огня.

Немцы утверждают,
что Санкус считался основателем умбрийско-сабинских племен,
что "консул Спурий Постумиус Альбус Регилленсис, как говорят, вызвал слияние с Диусом Фидием, римским богом верности договорам в торговле или между народами, в качестве дипломатического жеста и для создания культового сообщества - хотя и безуспешно",
что "Храм, посвященный ему, располагался на месте нынешней церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале" и
что "средневековое иберо-римское личное имя Санчо (лат. Sanctius) пердположительно восходит к вульгарной латинской форме имени (Sauco, Sanco) имени бога в Испании"

Про Сан-Сильвестро-аль-Квиринале ничего особо интересного не пишут, кроме того, что она древняя, перестроенная, а фасад переделали в 1877 году.
Санко не упоминается, упоминается Серапис.

"В 1524 году церковь была перестроена и передана с прилегающим монастырем монахам-доминиканцам, а затем, в 1566 году, театинским отцам, которые сделали ее своим домом образования для послушников. Пристройки были построены, по словам Пирро Лигорио (Napoli, 1513 - Ferrara, 1583), на руинах храма Сераписа аль-Квиринале".

Полторы тысячи лет руины храма Сераписа сохранялись и все помнили, что это такое?

С другой стороны, этот Лигорио достаточно смутный источник, про который больше всех знают, как водится, англы:

"Несмотря на его значительный вклад в итальянскую архитектуру эпохи Возрождения, классическую античность и садовый дизайн, Пирро Лигорио на удивление мало упоминается в отчетах того периода.
Джованни Бальони опубликовал первую биографию Лигорио в 1642 году, которая позже была воспроизведена в других биографиях Милицией и Наглером (Milizia and Nagler), за исключением многочисленных фактических ошибок.
Отчасти это может быть связано с отсутствием документации о жизни Пирро Лигорио.
Например, первые тридцать лет его жизни остаются почти полностью загадкой.
Кроме того, многие проекты, чертежи и здания Лигорио были уничтожены с годами, что еще больше затруднило документирование его работ.
В двадцатом веке историк Дэвид Коффин написал диссертацию о жизни Лигорио и быстро стал ведущим мировым экспертом по архитектору. Книга Коффина «Пирро Лигорио: художник эпохи Возрождения, архитектор и антиквар» остается наиболее ценным и полным отчетом о жизни и творчестве Лигорио."

"Монастырь перешел в государственную собственность после присоединения Лацио к Королевству Италия и был преобразован в казармы: между 1873 и 1877 годами фасад церкви был переделан архитектором Андреа Бузири Вичи, вдохновленным образцами позднего римлянин шестнадцатого века".

Немного подробностей римского градостроительства:

Реконструкция девятнадцатого века была связана с городской экспансией новой столицы в конце девятнадцатого века, которая включала, среди прочего, Квиринальский холм и Виминале, создавая новые дорожные оси - широкие и прямые - Виа Национале. и через Кавур, предназначенный для обеспечения связи между вокзалом Термини (и новыми министерскими офисами) и бизнес-центром «Ренессанс».

Разница в высоте между площадью Эседры Терм Диоклетиана и Рынками Траяна была упорядочена на виа Национале небольшим постоянным уклоном, который требовал заполнения с одной стороны (и именно поэтому Сан-Витале оставался под уровень улицы), а с другой - раскопки части парка виллы Альдобрандини.

Аналогичная проблема возникла при упорядочивании маршрута реки по улице Маджо, 24, чтобы нормализовать ее уклон в сторону улицы Национале. С этой целью, а также для обеспечения достаточной ширины дороги, которая соединяла королевский дворец Квиринале с новой Виа Национале, фасад и первые две часовни церкви Сан-Сильвестро были снесены.
Также было обнаружено, что церковь приподнята примерно на 9 метров над уровнем новой дороги. Проблема доступа была решена путем оставления «театрального» портала на уровне улицы и постройки внутренней лестницы (со входом через дверь рядом с ней) для входа в церковь.
Вход таким образом больше не фронтальный, как это обычно бывает, а происходит после подъема на два пролета по довольно крутой лестнице из левого трансепта с необычным эффектом дезориентации."

А храм Сераписа, оказывается, был ого-го какой:

"Храм Сераписа ― ныне утраченное древнеримское культовое сооружение, построенное в честь эллинистического бога изобилия и подземного царства Сераписа.
Храм Сераписа был самым большим и роскошным святилищем на Квиринальском холме в Риме, его руины до сих пор можно увидеть на территории между Палаццо Колонна и Григорианским университетом.

Святилище, расположенное между нынешней Пьяцца делла Пилотта и Пьяцца дель Квиринале, было посвящено императором Каракаллой.
Площадь храма составляла 13 320 квадратных метров.
Вероятно, храм был реконструирован во время правления династии Северов.

Вынужденный отказ от культа Исиды (как и от прочих других языческих культов), вызванный Феодосийскими указами конца IV века, способствовал превращению Квиринала в гигантский мраморный карьер.
По словам Пирро Лигорио, Церковь Сан-Сильвестро-аль-Квиринале также была построена в районе бывшего храма Сераписа.

Храм имел длинный двор с колоннами.
Само святилище было украшено статуями и обелисками.
Высота колонн составляла 21,17 метра, а их диаметр ― два метра.
Частью храмового комплекса был огромный фрагмент антаблемента весом около ста тонн, самый большой из обнаруженных в Риме.
На территории храмового комплекса располагались статуи Нила и Тибра, которые Микеланджело перенёс на площадь Капитолия, установив перед Палаццо Сенаторио".

Думала добавить картинок про Беллону, раз у Санк-Семона их нет, но поленилась.
Они прекрасны, но если действительно интересно, то помимо викимедиа, их можно найти в Бритмузее
и Риксмузее.

Тут будет несколько картинок про храм.

тут современный общий вид сверху, большая картинка.



тут вид вблизи

"Я написал несколько постов об огромном храме, останки которого все еще можно увидеть на Квиринальском холме в Риме (но только если знать, где искать, и попасть в сады Палаццо Колонна). Ранние граверы считали, что это остатки храма солнца Аврелиана; немецкие ученые начала 20 века, что это остатки храма Сераписа Каракаллы; но правда неизвестна.
Если вы отправитесь в Рим и пройдете по Квиринальскому холму, как это сделал я, очень трудно понять, где именно он находился. Поэтому я был очень рад найти очень полезную карту на стр. 376 «Иллюстрированного словаря Древнего Рима» Эрнеста Нэша (1961).
Храм выходил на то, что сейчас является Квиринальской площадью, а длинная квадратная коробка в задней части - это лестница, ведущая на равнину. Существенные остатки существуют от внешних стен этих лестниц, которые появляются на территории Григорианского университета слева и в садах дворца Колонна справа. Должен добавить, я никогда не мог попасть туда.
Запись Нэша кратка:
СЕРАПИС, Темплум. Руины здания на западном склоне Квиринала были идентифицированы как храм Сераписа (CIL VI, 570), построенный Каракаллой в VI регионе (CodTop I, стр. 107). Часть руин находится в садах Палаццо Колонна, а часть - в Папском университете Григориана. До начала 17 века часть задней стены храмовой целлы еще стояла, и она известна нам по многочисленным рисункам 16 века как «Торре Меса», «Торре ди Меценате» или «Фронтиспизио ди Нероне» ( с. Эггер, Römische Veduten II, 86 88). Уголок мраморного фронтона задней стены и фрагмент мраморного фриза пролежали в садах Палаццо Колонна примерно с 1630 года, когда стена была разрушена. Монументальная двойная лестница вела из храма на Квиринале на Марсово поле; сохранились часть его ограждающих стен и участки четырех перегородок".
(источник картинки и текста)



Сохранившиеся в садах детали



Early Palazzo Colonna with remains of the ancient Temple of Serapis. Drawing by Marten van Heemskerck ((1498-1574), 1534 - 1536
Source: Kunstmuseum Dusseldorf



Étienne Dupérac (1525-1604). Parte del monte Quirinale che guarda verso Ponente... 1575.
Source: Stefano Du Perac. I vestigi dell'antichita di Roma raccolti et ritratti in perspettiva, Rome, Lorenzo della Vaccheria, 1575



Palazzo del Quirinale, Tempio Solios e Torre Mesa by Aloisio Giovannolli (17th-century)



Giuseppe Vasi (1710-1782). 1) anticaglia; 2) the temple as per the drawing by Bernardo Gamucci. 1761
Source: Rome Art Lover

(картинки в викимедиа)

чтение с интересом, архитектура, история, храм, город, цивилизация

Previous post Next post
Up