Совпадение

Apr 13, 2020 17:05

Один раз - случайность. Два раза - совпадение. Три раза - система.
Уже в третий раз происходит странная вещь, ищешь ссылку на фильму, имя которой крутится в обсуждениях, открываешь, смотришь, и только к середине осознаёшь, что видишь не то кино, но с тем же названием, да ещё и того же года выпуска. Так произошло у меня, например, с "Мидуэем". Это оказались две ленты по сходной теме, одна хуже другой. Первый был вообще, какой-то кинематографической катастрофой. Отвратительная игра актёров, отвратительная режиссура, практически отсутствующий сюжет, идиотские диалоги... Второй, оказался чуть лучше, даже с претензией на интригу. Во всяком случае, стрельба была масштабной. Хоть и с заметной компьютерной правкой.
Потом, то же случилось с кинофильмом "Заражение". И наконец, "Доктор сон". Здесь динамика была обратной. Сначала я увидел какую-то малоизвестную работу аргентинских киношников. И вот, надо сказать, пробрало.
Эпоха, когда конец сексуальной революции, и вырождение пост-модерна стали реальностью, снять хорошую комедию или ужастик, становится всё сложнее и сложнее. Эффектные сюжеты исчерпаны, диалоги избиты, кинематографические приёмы предсказуемы. Приёмы избиты настолько, что при всём желании, конвенции с авторами не возникает. Буквально, ты видишь, как дёргаются нитки, и слышишь голос суфлёра. Меня пугают, а мне не страшно. Но вот, я смотрю тухлую ленту, без каких-либо особых изысков, с ограниченным бюджетом, да ещё и с торопливым латиносским бормотанием, вместо привычного обстоятельного дубляжа с английского американского, или английского английского. И мне понравилось! Этот необычный дикарский подход к обычным вещам сработал. Именно своим отказом от изысканности. Примитив моментами внушал, даже несмотря на длинноты, и некую театральную надуманность атрибутики.
После чего только и выяснилось, что это не тот "Доктор Сон". Есть другой, с Эваном Макгрегором. Голливудский, высокобюджетный, красочный, но всё равно детский. И для детей. Даже если учесть ту его особенность, что он как бы паразитировал на известной ленте Стенли Кубрика " Сияние". "Доктор Сон", это латентное его продолжение, с возвращением в интерьеры Оверлока. С появлением печатной машинки, топора, холодильника в углу, разлагающейся старухи, сестричек близняшек, ковров замкнутого пространства, детского велосипеда, слова Редрам, и даже актёра, пытающегося сыграть за Джека Николсона. Всё для тех, кто тоскует по авторскому кино знаменитой плеяды мастеров от Кубрика до Хичхока. Так сказать, попытка войти в ту же реку дважды.
Советский союз был плох уже тем, что породил у массы населения чудовищные проблемы в понимании современного искусства вообще, и искусства кино в частности. Куда ни кинь, везде зияют пустоты. Ты мог за всю свою жизнь ни разу не увидеть фильма, о котором только все вокруг и говорили. У тебя не было этой счастливой возможности блеснуть знанием сокровенного. К тому моменту, когда "Сияние" вышло на видеокассетный прогон, оно потеряло тонкость своего очарования почти окончательно. Все эпизоды уже были столько раз описаны, пересказаны, и повторены, что просмотр неизбежно превращался в занятие скучное и вымороченное. Ты удивлялся, ну и чем тут столько лет восхищались все наши интеллектуалы? Каждый из ключевых моментов, порождавших драгоценное переживание атмосферы этой истории, не то, чтобы стали привычными, они были пережиты и изжиты в собственном прошлом.
Куда приятнее было посмотреть очередных "Живых мертвецов", или зомбиапокалипсис, напрочь лишённый умствований, философии, подтекстов, контекстов, и тонкости.
Помню, мнение отца, ему не столько понравилась сама лента, сколько игра Джека Николсона, да и то, только там, где он проходит собеседование на должность смотрителя отеля.
- Блестяще сыграно, - сказал отец, - видно как он стрессует, в каком нервном напряжении он находится, и как не подаёт вида. Какой большой актёр.
То есть, речь шла об эпизоде, который говорит вовсе не об ужасах, а о чём-то почти повседневном и бытовом.
Отодвинувшись, я посмотрел на отца сбоку. И поразился тому, какой же он всё-таки скрытный человек, и насколько совершенно незнакомый. Ведь только после его слов, я пересмотрел указанный эпизод, и только тогда обратил внимание на то, что и есть его второе настоящее дно.

Кинематограф

Previous post Next post
Up