Как обычно, наткнулся в сети на шикарное фото... дай думаю, разовью тему.)))
Сразу комментарий о.Алексея Лопатина, к этому фото из ФБука:
"Знакомый показал очень редкую меднолитую икону.Я до сих пор такую не видел.Преподобный Трифон и блаженный Прокопий вятские чюдотворцы.Изготовлена, скорее всего, в селе Старая Тушка, Кировской обл.. Лукой Арефьевичем Гребневым в начале XX века."
Название села ,Старая Тушка, происходит от названия реки, впадает в Вятку.
Старообрядчество появилось на Вятской земле из Данилова монастыря, основанного на реке Выге Олонецкой губернии в 1694 году. Уже в XVIII веке насельники Данилова монастыря посещали вятский регион, жили здесь некоторое время, укрепляя дух противления среди местных. Часто сами вятчане, в основном, из крестьян, спасаясь от рекрутчины, а то и просто из любопытства, зная о благолепии Выговской пустыни, посещали эту обитель, возвращаясь на Вятку настоящими приверженцами Древлеправославия. Новый мощный приток старообрядцев на Вятскую землю был связан с закрытием Выгорецкой обители в 1855 году, когда по указу Николая I были выселены из обители и скитов на места приписки все проживавшие в них люди. Одним из основателей на Вятке староверия был беспоповец Епимах Терентьевич Черезов. С этим именем связана история основания села Старая Тушка...
Вятское село Старая Тушка, превратилось в начале XX в. в один из старообрядческих издательских центров. Организатором старообрядческого книгопечатания на Вятке стал федосеевец Лука Арефьевич Гребнев- личность разносторонне одаренная. Он известен как иконописец, гравер, переплетчик и оформитель рукописных книг, сочинитель духовных стихов и произведений по вопросам веры, учитель крюкового пения.
Шрифты и многие элементы украшений изготовлял сам Гребнев.
Один из разработанных орнаментов типографии.
Л. А. Гребнев родился в д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в 1867 г. Информации о его жизни и деятельности до рубежа XIX - XX вв. не так много...есть лишь воспоминания его внучатой племянницы Е.А.Чекалкиной, он «был кроткий, молчаливой… С малых лет садил яблони, вишни, даже калины насадил, сад был очень большой. Очень был трудолюбив. В доме он имел для работ избу на верху на погребе. Там, я помню, на стенах и на потолке были нарисованы мадонны и Ангелы, красиво было посмотреть, разкрашены».
Гребнев, его жена Елена Трофимовна и Дмитрий Дмитриевич Крупин на Нижегородской ярмарке 20 августа 1904 г.
В 1908 году, он построил две избы на общих сенях - в одной жили, а в другой работала типография.
фото 80-х.
Расположенное в глухой вятской глубинке заведение сразу же встало в один ряд с известными старообрядческими типографиями в Москве и Уральске, ни в чём не уступая им в качестве продукции и успешно выполняя общую задачу насыщения богослужебной и просветительской литературой общин ревнителей «древлего благочестия». В типографии было занято от 3 до 6 рабочих, причём все они были родственникам Гребнева. Наряду с типографией он завёл иконописную и литейную мастерские.
В 1911 году умерла супруга книгопечатника, и воспитание сына Фомы взяла на себя его не выходившая замуж сестра Прасковья. С приходом советской власти дарованная царским правительством свобода вероисповедания закончилась. 18 октября 1918 года начальник уездной милиции И.Г.Колотов увёз из Старой Тушки в Малмыж конфискованные печатные станки и шрифт гребневской типографии. Был арестован и книгопечатник. Вскоре его отпустили на свободу, однако аресты продолжались и в последующее время.
Л.А. Гребнев с женой Е.Т. Черезовой и сыном Фомой. Ок. 1907 г.
После конфискации типографии Гребнев с сыном и несколькими помощниками вплоть до 1929 года продолжал писать и отливать кресты и иконы. Из его мастерской выходили также колокольчики, шестерни для дрелей, медные втулки для тарантасов. По воспоминаниям З.М.Черезова, для лучшего освещения помещения в тёмное время в гребневском доме «к потолку были подвешены большие стеклянные шары на блоках, которые наливались водой и сбоку ставились лампы». Также Гребнев занимался садоводством и в голодный 1921 год многим помогал продуктами… никогда не требовал возврата, полагаясь на совесть.
Очень редкая икона- "МОИСЕЙ ПЕРЕД НЕОПАЛИМОЙ КУПИНОЙ", предположительно литейная Луки Гребнева.
19 век, размер: 63х56 мм.
фото с сайта - mednolit.ru
Рисунок Л. А. Гребнева к лицевому сборнику.
В 1920-е гг. одним из ближайших друзей Л.А.Гребнева стал учитель А.И.Янкин - организатор приобретшего вскоре всероссийскую известность Новотушкинского музея местного края. Для «наиболее ценного и богато обставленного» старообрядческого отдела Л.А.Гребнев передал множество напечатанных им, а также собранных за долгие годы рукописных и старопечатных книг XVI-XVII веков (в том числе «Острожскую Библию» Ивана Фёдорова и «Псалтырь» Мамоничей).
Докладывая руководству Вятского губмузея, Янкин убедительно просил выдать «одному из видных добровольных сотрудников» музея охранную грамоту, чтобы его не трогали власти. Но в 1928 году Л.А.Гребнев был лишён избирательных прав, а в 1930 году, как говорится в уголовном деле, «окончательно раскулачен».
Гребнева обвинили в участии «контр-революционной церковно-кулацкой группировки», которую он якобы возглавлял. Составляя обвинительное заключение, следователь подчеркнул карандашом слова из письма жившего «в Истонии» Г.Е.Фролова к Л.А.Гребневу о том, что «приближение идёт Страшного суда». Отрицая проведение нелегальных собраний, Гребнев признавался лишь в том, что «после моления-обедни иногда у нас решались вопросы чисто религиозно-церковного характера».
Феодосеевская моленная в с.Старая Тушка. Фото 1990-х гг. (действует и ныне), о Феодосеевском согласии писал ранее-
http://mu-pankratov.livejournal.com/223550.html
14 мая 1932 года Л.А.Гребнев вместе с единоверцами был осуждён Особой тройкой при ОГПУ Нижкрая на трёхлетнюю ссылку в Северный край, объединявший тогда Архангельскую, Вологодскую области и Республику Коми. По некоторым сведениям, он скончался на этапе в г.Котласе. Видимо, его похоронили там же, на кладбище Макариха.
В инете, не так много современных фото села Старая Тушка, вот нашел боле-мене старый дом тех времен. Может в нем бывал и Лука Арефьевич? )))
Использовал материалы из книги В.Семибратова и статьи Мартыновой Н.П.