3-5 июля (16-18 июля по новому стилю) 1911 г. в Двинске (нынче Даугавпилс, Латвия), в зале городской управы состоялся первый Всероссийский съезд по народному образованию старообрядцев поморцев (ДПЦ, безпоповцы).
Религиозное просвещение староверов в первые годы после 1905 г.
Закон о веротерпимости от 17 апреля 1905 г. не только уравнял староверов и другие религиозные группы в Российской империи, но и послужил изменению отношения староверов к просвещению. Согласно Федору Мельникову, до 1905 г. в России действовали лишь две разрешенные правительством старообрядческие школы: одна в Риге, названная по имени её устроителя Гребенщиковской, другая в деревне Бугровке, недалеко от Нижнего Новгорода (за Волгой) .
Получив право создавать свои школы в 1905 г., староверам пришлось менять это ненормальное положение в деле просвещения. Например, уровень грамотности русских в Латвии значительно уступал другим этническим группам: в 1897 г. более 42 процентов русских были грамотными, почти 94 немцев, почти 86 латышей и 60 процентов евреев .
Итак, перед староверами возникла задача огромной сложности, требовавшая не только колоссальных средств, но и особого внимания, большой осмотрительности, глубоких знаний. Однако не было преподавателей с образовательным цензом, учебников и курсов для подготовки учителей и преподавателей Закона Божьего. Главное требовались сотни деятелей и творцов в деле просвещения с соответствующими качествами.
Уже первый Всероссийский собор поморцев в Москве в 1909 г. смело высказал свой взгляд на просвещение, которое не только «возвышает и облагораживает человека, но и готовит его на борьбу с врагом веры Христовой, боримой антихристом». Этот собор избрал училищную комиссию и наметил в общих чертах план просветительской деятельности поморцев.
О выросшем значении просвещения среди староверия свидетельствовало сочувствие и конкуренция поморцев при открытии религиозных училищ и обществ. В 1906- 1911 гг. лишь в Курляндии было открыто 17 старообрядческих начальных школ: в Якобштадте, Иллуксте, Гриве, Суббате, Володино, Саманях, Боровке, Нидеркунах и др. местах . Тогда подобные школы действовали в Двинске, Москве, Петербурге, Саратове.
1 октября 1910 г. в Иллуксте (с 2 июня 1911 г. переведена в Гриву) была открыта государственная учительская семинария, готовящая прежде всего учителей для русских школ края. В Нижнем Новгороде, затем в Москве на Рогожском кладбище и в других городах начали действовать учительские курсы. В октябре 1908 г. в Риге было основано старообрядческое благотворительное и просветительское общество (см.: Иванов 2005, 397-399). В 1909 г. организовалось «Русско-старообрядческое общество просвещения в Курляндской губернии». Однако из многих мест старообрядческой России неслись требования: «Давайте учителей!». Подготовка достойных учителей была наиболее трудным делом.
Работа съезда
Уже 1-й Всероссийский собор поморцев в Москве в 1909 г. постановил возродить духовное просвещение среди поморцев: открывать начальные школы, учредить училище для начетчиков, печатать богослужебные книги, учительную литературу, выпускать периодические издания и пр. Тогда была создана училищная комиссия из 11 человек .
Именно эта училищная комиссия совместно с Двинским старообрядческим обществом подготовила программу и выступила инициатором созыва первого Всероссийского съезда по народному образованию поморцев.
3-5 июля (16-18 июля по новому стилю) 1911 г. в Двинске, в зале городской управы состоялся первый (и единственный) Всероссийский съезд по народному образованию старообрядцев поморцев. Всего на съезде было 90 участников, среди них - 71 с правом голоса, прибывших из разных городов и селений России: не менее 32 человек было из Латвии - из Двинска, Гривы, Нидеркун, Калкун, Риги, другие - из Вильны, Ковна, Саратова, Москвы, Петербурга, Пскова, Невеля, Костромы и т. д. Среди участников видим немного женщин - не менее 7. Почетным председателем съезда был избран Т.Худошин, председателем - М.Ермолаев, его заместителями - А.Пимонов, О.Андреев, С.Егупенок, С.Кириллов и Г.Романов; 10 человек избраны секретарями.
Всего в течение трех дней состоялось 5 заседаний съезда, на которых было зачитано более 17 докладов. 13 из них были опубликованы в трудах съезда, изданных в 1912 г. в Саратове под редакцией В. Яксанова.
Часть докладов на общую тему «Старообрядчество и просвещение» было без названий. В.Смирнов сделал доклад о начальной школе, П.Макаров - «Что должны дать народу старообрядческие училища», Л.Мурников - «Развитие просвещения в среде старообрядцев в Прибалтийском крае и открытие Иллукстской учительской семинарии», И.Ваконьи - «Как вести обучение церковному чтению», С.Кириллов - о Двинском старообрядческом братстве.
Среди докладчиков можно выделить программные выступления О.Андреева и В.Яксанова. Другие выступающие в основном высказали свои частные мнения по просвещению или касались отдельных вопросов программы съезда. Подчеркнув жгучесть вопроса о просвещении в старообрядческой среде, представитель Виленской общины Осип Андреев особо подчеркнул его значение среди поморцев в Северо-западном крае. «Грамотность нам нужна во чтобы-то не стало, - говорил О.М.Андреев. - Не входя в оценку этой необходимости для губерний центральных, я, как житель Северо-Западного края, должен сказать, что без школы нам. Окраинцам, быть невозможно <...> Отмечу только, что она должна быть обязательно наша, старообрядческая, нами самими устроена. Иначе нашу бездеятельность заклеймят тяжелым упреком дети наши, внуки и история старообрядчества» .
Почти сто лет тому назад О.Андреев хорошо обозначил тенденции секуляризации и ассимиляции в просвещении и социальной адаптации в русско-старообрядческой среде, развитие и последствия которых, прежде всего на примере староверов Польши и отчасти Литвы, видим в настоящее время. В 1911 г. он писал, что староверы, являясь громадным меньшинством в иноверческой массе и находясь, хотя и под косвенным влиянием иноверческой школы, постепенно будут терять свои отличительные духовные черты. Постоянный процесс нравственного слияния староверов с их окружающим иноверческим населением приведет к тому, что они станут староверами лишь по названию. «Вглядитесь в наше молодое поколение, - говорил Андреев, - Разве оно образом жизни, наконец, всем своим духовным складом похоже на чистый тип старообрядца былых времен» .
Однако возникшие проблемы староверы в начале XX века думали решить по-другому. Тогда выход виделся в создания старообрядческих школ, особенно для низших слоев населения, в которых ребенок будет воспитываться «в духе нашего вероучения [т. е. староверия] и наших воззрений на жизнь гражданскую», а когда станет взрослым «уже не собьется с пути, а твердою рукой направит ладью своей жизни к прочной и тихой христианской пристани» .
Следует заметить, что осознание исключительной важности просвещения в среде староверия происходило в достаточно благоприятный для Российской империи период истории. «Культурный ренессанс» в начале XX века затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Однако, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1889 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне Первой мировой войны еще 2 млн. человек посещали церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.
Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Царь Николай II, который так плохо записан в русской истории, в начале своего царствования сделал одну очень интересную вещь: он примерно каждые два года удваивал бюджет начальных школ. И к началу Первой мировой войны Россия стояла на пороге введения всеобщего обязательного начального образования, естественно, на русском языке. Если в середине 1890-х гг. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн.
В своем докладе В.Яксанов, давая трезвую оценку тогдашнему положению староверия, писал: «Современная жизнь старообрядчества протекает при иных совершенно условиях, какие были 200 лет тому назад. Мы пользуемся относительной свободой не только в гражданской жизни, но и в духовной, а между тем со всех сторон старообрядчеству, угрожает большая опасность. Представители господствующей церкви усиленно стараются склонить старообрядчество в свою ересь. Разнообразные рационалистические и мистические секты широко разставляют свои сети для уловления немощных братии. Общество, среда, окружающая старообрядчество, заражают своим равнодушием к вопросам веры. Наука, искусство, литература исполнены тенденциозности в сторону отрешения от родных для старообрядчества вопросов христианской религии».
И далее: «Нас повсеместно окружают враги, которые ведут с нами тихую, но опасную борьбу. Мы незаметно для себя постепенно поддаемся влиянию среды, усваиваем чуждыя старообрядчеству обычаи, привычки и забываем заветы наших предков» .
Тем не менее В.З.Яксанов с ответственностью и верой в Бога смотрел в будущее. «Пришла пора, - призывал он, - встать на борьбу с врагами древлеправославного благочестия». Самым могучим и верным средством для успешности этой борьбы должно быть просвещение. Он считал, что нужна реформа всей начальной школы. Основные принципы, на которых должна была строиться такая школа были христианское воспитание, постоянное совершенствование и любовь к школе. Важное внимание при этом уделялось учителю. «Учитель - душа школы», - говорил он. Подчеркивалась также необходимость общения, обмен мыслями между педагогами и родителями. Это идеальная модель школы, начального христианского обучения.
Далее Яксанов говорил о средней школе, её учебной программе и задачах. Средняя школа была бы светской, но и в ней на первом месте должно было быть христианское воспитание. Высшая школа представлялась ему центром научной христианско-просветительской деятельности. Она должна была давать «руководящее направление дальнейшему самообразованию», приготовить «вождей старообрядчества». При этом основой высшей школы были вера, благочестие и наука . Саратовский учитель утверждал, что своего рода высшей школой у поморцев были соборы и съезды. По сути, они должны были служить руководящим центром школьного строительства.
Однако, как показывают труды первого съезда по народному образованию, мысль о просвещении и обучении мирян и духовных лиц в староверии не было само по себе разумеющейся вещью и некоторых видным деятелям приходилось на съезде своим словом и авторитетом ещё раз убеждать в этом лиц более консервативных взглядов.
Таким образом выступления видных поморских деятелей на съезде свидетельствует о поисках определенности в эпоху «нравственной распущенности» и стремительных культурных изменений в начале XX века. При этом умеренные поморские лидеры стремились, с опорой на свои традиции, вступить в диалог между религией и культурой или пытались интегрировать новые культурные устремления и свои религиозное убеждения. Это импульс модернизма в староверии начала XX века.
Решения съезда
Съезд принял решения по девяти вопросам, которые обсуждались во время его заседаний.
1. Съезд признал допустимым и желательным открытие начальных старообрядческих школ с общеобразовательными предметами, поскольку лишь семейное образование в тогдашних условиях не могло «удовлетворять потребностей жизни». Среднее и высшее образование в староверии признавалось также необходимым. При этом в пример ставились Иоанн Златоуст и другие святые отцы Церкви, изучившие «высшие науки и сохранившие благочестие и святость».
2. Признав преждевременным открытие постоянного училища для подготовки наставников, съезд высказался за подготовку в училищах, подобных Иллукстской семинарии. Насущной необходимостью было признано учреждение временных курсов для этой цели.
3. Съезд одобрил предложенный В.Яксановым проект учебника по закону Божьему для начальных старообрядческих училищ, составленный Яксановым и Т.Худошиным, и после просмотра Л.Пичугиным рекомендовал его издание.
4. В четвертом решении содержится призыв к верующим к объединению деятельности по изданию и распространению книг, брошюр и плакатов по вопросам веры и истории Церкви, истории старообрядчества и России, как «средства борьбы с неверием и безнравственностью».
5. Методы обучения в начальной школе было решено по возможности приблизить к рекомендациям научной педагогики.
6. Далее было принято решение по изданию ряда материалов и докладов съезда, касающихся правительственных законов в области просвещения, открытии и деятельности ряда старообрядческих школ. Было выражено доверие и благодарность всем старообрядческим учителям Прибалтийского края.
7. Съезд предложил Совету Соборов выработать конкретные предложения по образованию старообрядческого фонда для открытия и поддержке старообрядческих училищ и для выдачи пособия учителям, которые затем были бы вынесены на обсуждения Всероссийского собора.
8. Признавая необходимым издание поморского журнала, съезд постановил просить Совет соборов приступить к его изданию в том же году. Были одобрены предложения В.Яксанова и Г.Романова об издании местных старообрядческих органов в Саратове и Двинске.
9. Было решено ввести в начальные школы и Иллукстскую семинарию преподавание письменного делопроизводства общин и ведения метрических книг по руководству, составление которого поручено Совету Соборов.
Значение первого Всероссийского съезда по народному образованию старообрядцев поморцев в Двинске
Первый Всероссийский съезд по народному образованию поморцев в Двинске в 1911 г. положил начало деятельности в области просвещения «освобожденного старообрядчества» Российской империи.
Съезд послужил также изменению отношения староверов к просвещению. По словам В.Яксанова, дело просвещения - дело Церкви, на ответственности которой лежит забота о «малых сих», забота о судьбе грядущего поколения. Осознание многими поморцами высокого значения просвещении после долгих лет принудительного запрета на развитие школьного дела, в условиях религиозной свободы и новых вызовов, способствовало принятию ими конкретных мер по развитию просвещения в среде староверия. В этом амбициозном проекте поставить просвещение на службу Церкви поморские лидеры стремились сочетать религиозную и светскую сферы и интегрировать их на практике так, чтобы Церковь стала «венцом общества» (в этом проявилась способность христианства к культурным синтезам в разных местах). Однако тогда же звучали и другие голоса, призывающие оградить свою Церковь от антихристова мира, тем ограничивая рамками Церкви всю христианскую жизнь (клерикализация Церкви в новые времена).
Начиная с конца XVIII века поморцы, признающие браки, становились более умеренными и открытыми, чем ортодоксальные федосеевцы-безбрачники, и постепенно начали выходить на первый план среди беспоповцев как в центральных, так и западных губерниях России. Поморская идентичность становится всё более открытой, располагающей в отношении других беспоповцев и других христианских организаций в целом. Это - консервативно-либеральная, терпимая и ответственная идентичность. Она вылилась в живую церковно-общественную и культурно-просветительскую деятельность в новых условиях религиозной свободы после 1905 г., в которую были втянуты по возможности широкие слои староверия. Хороший пример тому - решения первого Всероссийского съезда по народному образованию в Двинске. Этот съезд впервые «соборно» наметил такие практические мероприятия в сфере староверческого просвещения как открытие при поморских общинах начальных школ, курсы для учителей, вечерние занятия, лекции, чтения со «световыми картинами», создание при общинах библиотек и читален, открытие музеев с «христианскими редкостями», издание книг и брошюр для народа и пр.
Таким образом, в начале XX века старообрядческая мысль ставила задачу создания современной полной системы образования, от начальной до высшей школы, и развития обучения всех возрастных групп. Тогда староверам удалось осуществить далеко не все идеи и намеченные на этом съезде мероприятия, но порыв был очевиден. Начался сдвиг в этом направлении. Однако через три года, в 1914г., началась Первая мировой война.
Григорий Поташенко, доктор исторических наук, Вильнюсский университет.
Доклад прочитан на 1-ом международном конгрессе по летонике. Рига, 2005 г.
Опубликовано: Поморский вестник, 2005, № 4 (19)