ЕГЭ по математике.

Jun 06, 2009 16:53

Многие тут навывешивали у себя в ЖЖ свои результаты теста "Как бы вы сдали ЕГЭ", что вызвало много споров про этот экзамен вообще.

Школьная система обучения математике и так глубоко больна. Людей учат вовсе не вещам, который стоит знать/пригодились бы в жизни/пригодились бы в дальнейшем обучении. Людей учат тому, что по какой-то нелепой традиции вошло во "вступительную математику". Огромное время тратится на изучаение специальных трюков и приемов решения, допустим, тригонометрических уровнений. Эти задачи уже не направленны, как раньше, на проверку общего понимания действительно важных вопросов о том, что такое уравнение и как тождества помогают эти уравнения решать - они превретились в отдельную область, ни для чего не нужную, кроме как для сдачи вступительных экзаменов.

В то же время в стандартном школьном курсе вообще отсутствует теория вероятностей, комбинаторика, да много чего еще интересного, живого, применимого в жизни, важного с точки зрения идей. Тригонометрические уравнения с параметрами не оставляют для этого места.

Почему так произошло? Причина - в стандартизации вступительных эказменов. Считается, что в них нельзя включать задачи на нестандартную тематику, проверяющие способность самостоятельно мыслить. А решать задачу отбора было надо. В итоге стали включать все более и более технически сложные, скажем, системы уравнения с параметрами - а школьники стали тратить всё больше и больше времени на освоение специфических приемов их решения.

Именно этим опасен стандартный экзамен: люди начинают не учиться предмету, а готовиться к экзамену. Даже во время моего выпуска (2001 г) это начиналось уже чуть ли не в 9 классе. Соответственно, составители экзамена очень ограничены в выборе заданий - они должны соответствовать стандарту. В итоге от обучения собственно математике не остется и следа. Поверьте, это не математика. Это карикатура на "математику вступительную". В то же время даже очень хорошие учителя, работающие в школах, считают это задание "нормальным". Не потому, что они действительно верят, что именно этому надо учить детей - в это ни один нормальный человек не поверит - а потому что оно соответствует традициям "вступительной математики".

ЕГЭ, как предельно стандартизированный экзамен, этот эффект страшно усиливает. Его составители вынуждены следовать традициям, тем самым закрепляя эти традиции и многократно увеличивая их роль. Обратная связь между проверкой знаний и обучением в данном случае работает в обе стороны, и в обе крайне деструктивно.

Чтобы люди хотябы имели возможность реально учиться - а не готовились к экзамену - экзамены должны быть по возможности максимально дестандатризированы. Я не знаю, как это реализовать на практике - может, оставить совсем простой стандартный экзамен для гуманитариев, и ввести еще несколько разных, разноуровневых, вплоть до олимпиад, из которых можно было бы выбирать. Но единый, стандартный экзамен по математике - это зло, разрушающее школьноe образование.
Previous post Next post
Up