«Жебелёвские чтения - XVI» (2014)

Jun 10, 2023 18:50

/см. также предыд. пост/

Тему «Отношение Антифонта к деньгам» раскрыл в своем до-кладе С. А. Тахтаджян (Санкт-Петербург). Докладчик обратил внимание на то, что биографи-ческие свидетельства об Антифонте отмечают его жадность к деньгам
В трактате «О согласии» (F 54) Антифонт рекомендует отдачу денег в долг под проценты. Трактаты Антифонта «Об истине» и «О согласии» объединяет присущий обоим подход: эгои-стичность и расчетливость их автора. #древнийкапитализм

А. Б. Шарнина (Санкт-Петербург) сделала доклад на тему «Войны и амфиктионии (клятвы амфиктионов)». В нем она отметила, что одним из первых памятников становления международного права эллинов являются «Закон» амфиктионов и тексты клятв ее членов, которые приводит в своих речах оратор Эсхин. Амфиктионы должны были совместно охранять святилище и имущество бога, в том числе с оружием в руках, заботиться о финансах, земельной собственности святилища и участвовать в совместном проведении обрядов. Однако приведенное в речи Эсхина «О преступном посольстве» обязательство членов амфиктионии «не разрушать ни одного города, входившего в ее состав, и не отводить у него источников ниво время войны, ни во время мира», видимо, не типично для такого рода союзов. Докладчик делает предположение о том, что клятва, о которой говорит Эсхин, была одним из тех законов, которые регулировали войны между эллинами и ограничивали их разрушительный характер.

О. Ю. Климов (Санкт-Петербург) в своем докладе«Культурная элита полисов Малой Азии эпохи эллинизма» рассмотрел свидетельства эпигра-фических, нарративных и археологических источников, фиксирующих активную культурнуюжизнь в полисах Малой Азии эпохи эллинизма и показывающих складывание в них относи-тельно многочисленного социального слоя культурной элиты. Эти данные также позволяютконстатировать такое важное изменение в развитии культуры в эпоху эллинизма по сравнениюс эпохой классики, как ее полицентризм. В эпоху эллинизма сохранили свое значение старыецентры развития культуры, например Афины и Родос, появились новые центры, созданные во-лею царей - Александрия, Пергам, Пелла, Антиохия и другие, наконец, наряду с ними подня-лось множество обычных рядовых городов - как свободных, так и подвластных царям, в ко-торых культура успешно развивалась, которые самостоятельно воспроизводили творческую,интеллектуальную среду.

* Еще одним политическим открытием (трибуна-популяра) Клодия было обраще-ние к «улице», к широкой народной массе.

/из руви: Дальнейшее противоборство между оптиматами и популярами выросло в противоборство между личностями при стремлении к главенству в государстве./

Тему «Октавиан Августи “друзья” Рима: Боспорское царство во времена первого императора» раскрыл в своем докладе Михал Халамус (Michal Halamus, Вроцлав, Польша). Докладчик отметил сохранение за Боспорским государством сравнительно высокой степени автономии во взаимоотношениях с Римской империей: царство не имело на своей территории Римских войск и чеканило свои золотые монеты. Титулатура первых Боспорских царей подчеркивала их дружеское расположение к Риму, включала титулы philokaisaros и philoromaios. Правда, некоторые из царей Боспора, как напри-мер, царица Динамия или Митридат VIII старались легитимизировать свое правление путем придания ему антиримской направленности по примеру Митридата VI Евпатора. Кроме того,в периоды снижения активности Рима в регионе, цари Боспора пытались подчеркнуть свой суверенитет и укрепить независимость. Н. С. Широкова (Санкт-Петербург) сделала доклад на тему «К вопросу о романизации Британии. Римский Марс и его британские эквиваленты». Автордоклада отметила, что романо-британская культура возникла благодаря воздействию римской цивилизации на кельтское население Британии. Результатом, однако, явилось не замещение од-ной культуры другой, а скорее их синтез, в том числе в области религии. Солдаты и офицеры римской армии, дислоцированной в Британии, из всех богов классического античного пантеона предпочитали Марса (в его качестве военного бога). Римский бог войны «сочетался» с местными эквивалентами в процессе, известном как interpretatio romana. Процесс interpretatio romanaбыл двусторонним. Римляне могли идентифицировать местных британских богов с их собственными богами, но в процессе этой идентификации их собственные боги становились кельтскими; interpretatio romana сопровождалась interpretatio celtica. Т. В. Кудрявцева (Санкт-Петербург)в докладе «Призывы к миру в римской поэзии эпохи гражданских войн: аргументы и обоснование» исследовала одну из сторон римской рефлексии на тему войны и мира: аргументацию ряда римских поэтов эпохи гражданских войн (Лукреция, Вергилия, Тибулла, Проперция, Горация)в пользу мира и мирной жизни, отторжение войны, военного быта и т. п. Война, особенно война гражданская, отвратительна поэтам своей жестокостью; она связана с человеческой алчностью, жаждой стяжательства. Своеобразным избавлением от войны выступает бегство в сельскую жизнь или же в любовные утехи. Произошло также и переосмысление концепции bellum iustum:Право и Справедливость теперь выступают как атрибуты именно мира в противоположность войне. В докладе К. В. Маркова (Нижний Новгород) «К вопросу об отношении Галена к Риму и императорской власти» было отмечено, что в ряде сочинений данного автора содержатся критические высказывания относительно различных римских реалий, но вместе с тем Рим не воспринимается Галеном как нечто внешнее и чуждое; это та реальность, в которую он вовлечен и причастность к которой он ощущает. Подобное восприятие отличает Галена от многих со-временных ему греческих авторов, также как и отсутствие склонности к игнорированию новых римских географических названий, замене их древними греческими. Вместе с тем Гален констатирует различия между греками и римлянами в сфере образования, указывая на превосходство греков, особенно в точных науках.

* В христианской традиции концепция божественной помощи переосмысливается: вместо прямого вмешательства появляются видения и чудеса, поддерживающие мучеников.

* А. В. Каргальцев отметил также, чтосреди христиан Римской Африки страдание воспринималось как форма подражания Христу.

* /из вышеопущенного/ Молитва... носит отчетливо христологический характер, где похвала мученичеству связана с идеей подражания Христу. /была составлена после 458 г., но не позднее середины VII в./

О. Л. Габелко (Москва) в докладе «К интерпретации двух прозвищ Антигона I» проанализировал неофициальные эпитеты основателя царского дома Антигонидов - Антигона I Одноглазого. Согласно точке зрения автора, Антигон получил прозвище Монофтальм, которое закрепилось в античной традиции (F. 3-4 = Ps.-Luc. Macrob. 11, 13; Polyb.V. 67. 7), после дискредитировавшей царя истории с убийством враждебного ему философа Феокрита Хиосского, который издевательски именовал его Циклопом (Plut. Mor. 11b; 633c; Ael. Var.Hist. XII. 43; ср. Macrob. Sat. VII. 3. 12). Прозвище Монофтальм в отличие от семантически ней-трального Heterophtalmos (так, видимо, Антигон был первоначально прозван после его ранения при осаде Перинфа в 340 г. до н. э. - Plut. Alex. 70), во многих источниках связывается именно с циклопами, подразумевая их жестокость и необузданность, и не применялось более ни к кому из одноглазых исторических персонажей, кроме Антигона I.

* Римские колонии республиканского времени часто рассматриваются в светехарактеристики Цицерона, который называл их propugnatio imperii - «оплотом власти» /М.С. Потому что более чувствовали свою зависимость от центральной власти, почему ее и поддерживали?/
** Ф. Гриб полагает, что римляне основали весьма значительное число колонийв приморской зоне с целью обеспечить с помощью римских граждан безопасность региональнойи межрегиональной торговли и дать римлянам возможность получать выгоды от этой торговли.

* В. П. Никоноров (Санкт-Петербург ) в докладе «Культ боевых топоров у скифов Северного При-черноморья» рассмотрел письменные, вещественные и изобразительные данные, наглядно сви-детельствующие о культе боевых топоров среди причерноморских скифов. Несмотря на то, чтов их арсенале главное место занимали луки со стрелами, мечи и копья, секиры не только былибоевым оружием, но и зачастую служили атрибутами знатности и высокого положения в скиф-ском обществе. Данный вид вооружения в представлениях скифов наделялся определеннымимагическими свойствами, на что указывают факты их размещения в захоронениях, причем нетолько в богатых (где они подчеркивали особый статус их владельцев), но и в рядовых могилах.

http://vestnik.spbu.ru/html15/s02/s02v2/17.pdf

#древнийкапитализм, ancient

Previous post Next post
Up