2 сент. Sum

May 09, 2023 22:22

1 сент. Sum https://mskolov.livejournal.com/282631.html

Древнеафинские суд и демократия (Т.В.Кудрявцева) https://mskolov.livejournal.com/161303.html #гелиэя #недочитанное
* Филиппова там и Фролов - цитаты в мою теорию "эксплуататорского пресыщения"
* Рождение эксплуататорского общества как демократии не было случайностью

Еще по Солону (и не только) https://mskolov.livejournal.com/161738.html &
* Солон призывал граждан к взаимопомощи
* Несмотря на то, что плебеи в Древнем Риме относились к свободным сословиям, таких гражданских и политических прав, как патриции, они поначалу не имели. И не имели прав на общинную землю. То есть им приходилось одалживаться у патрициев землёй, а также тягловым скотом, что привело к массовому долговому рабству. Соответствующий закон гласил: несостоятельный должник становится рабом или продаёт в рабство своих детей. Суровый закон этот существовал на протяжении столетий. Лишь в начале третьего века до нашей эры долговое рабство было отменено, и плебеев стали допускать к власти.
* Об Октавиане Августе, который правил Римской империей почти полвека, чуть-чуть не дотянув до нашей эры, известно, что он был человеком строгих правил и воспитывал в своих подданных - причём, прежде всего, среди своих приближённых и в аристократии - уважение к закону. По его рекомендации сенат принял целый пакет законов, направленных на нравственное оздоровление элиты.
* ...будущий император Домициан. Став во главе империи в 51-м /81?/ году нашей эры, он также начал с борьбы за общественную нравственность и против коррупции.
* /и про др.Афины:/
** «Вся земля была в руках немногих», - так писал Аристотель в своём труде об истории Афин.
** Солон отказался от произнесения обычной клятвы архонта охранять существующие законы и начал проводить реформы.
** /связал мат.заинтересованность со властью/ Солон разделил афинян на группы в зависимости от размера их дохода с земли, а не по знатности, как раньше.
** Он желал видеть афинян хозяевами своего государства, неравнодушными и лично ответственными. #среднеклассовость /М.С. Солон переучреждает афинское гос-во как среднеклассовое, кое могло быть тогда только эксплуататорским; тенденция на что оказалась в дальнейшем поддержаной, что и проложило путь взлету классической Греции/
* /из коммов/
* «Век Перикла», период наивысшего расцвета афинского полиса, был одновременно периодом накопления тех противоречий, которые обусловили собой кризис и последующее разложение полисной системы...
* демократия погубила Афины /М.С. - исторический контекст МиЭ/
* Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства». /М.С. Хороший источник/
* Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин...
* реформы Солона... выдвинули новый принцип имущественного ценза... наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества
* Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла значимость человека.
* ...отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.
* Из других социальных реформ Солона следует отметить... введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.
* Все эти мероприятия Солона привели к активизации деятельности Народного собрания. Сходки соплеменников для решения разных дел были хорошо известны в Греции еще с гомеровского времени. Однако их роль в Афинах в VIII-VII вв. до н. э. была небольшой...
Новое социальное деление на четыре разряда, право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение роли средних прослоек гражданства способствовали превращению Народного собрания в полномочный и важный государственный орган.
Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V-IV вв. до н. э.
* После падения царской власти господство перешло в руки эвпатридов (родовой знати), которые захватили мн. земли своих соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. /М.С. Наверное, про сходство этой эпохи с феодализмом, по Эд. Мейеру, из КИ надо убирать!/
* Формирование демократич. полиса в А. Д. в большой мере произошло благодаря реформам Солона и, позднее, Клисфена, обусловленным острым кризисом. «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная» - так характеризовал обстановку того периода Аристотель.
* 2 - нач. 1 вв. до н. э. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики. В кон. 2 в. её потрясли два восстания рабов.
* "Один из законов Солона велит каждому гражданину рассматривать оскорбление, нанесенное кому бы то ни было, как обиду, нанесенную ему самому, и никоим образом не успокаиваться, покуда обидчик не получит возмездия. Это превосходный закон, если мы будем исходить из того, какова его цель. Цель же его - внушить каждому гражданину чувство живого участия ко всем остальным и приучить всех и каждого смотреть на себя, как на звено единого целого."
** "Другой изданный Солоном закон объявляет бесчестным всякого, кто уклоняется от борьбы во время гражданских смут."
** "Он разрешал составлять завещания по своему усмотрению и дарить имущество по собственной воле, ибо друзья, которых выбираешь себе по сердцу, стоят, по его словам, большего, нежели те из родственников, с которыми тебя соединяют лишь кровные узы. Он уничтожил обычай давать за невестой приданое, ибо хотел, чтобы браки зиждились на любви, а не на корыстном расчете."
** /там же про перерождение в представительскую демократию было/
* Солон, как он сам говорил, положил конец раздражению бедных против богатых

#гелиэя, Др.Греция, #среднеклассовость, #недочитанное, ancient

Previous post Next post
Up