Читая Струмзу (обоих супругов, на самом деле) #религия #Израиль

Apr 02, 2023 10:34

Во всех обществах взаимоотношения между религиозным авторитетом и политической властью всегда носят сложный и динамичный характер. В обществах, основанных на авраамических религиях, наблюдалось возникновение и развитие различных форм теократии. В поздней античности иудейская теократия (сам термин "теократия" - неологизм, созданный Иосифом Флавием) осталась в прошлом. После разрушения Храма и катастрофических результатов иудейских войн еврейская жизнь, в том числе и в Святой земле, стала, выражаясь веберианским термином, довольно entpolitisiert. В раннем христианстве можно выделить доконстантиновский период, в котором существует радикальная оппозиция государству, и период после Константина, когда религия и власть учатся приспосабливаться друг к другу. Водораздела, подобного константиновскому, не существует в исламе, религии, в которой, более четко, чем в двух других авраамических религиях, политическая власть достаточно прямолинейна.

***
Мы видим слово "религия" повсюду, но понимаем ли мы, что оно означает, и существует ли единое мировое понимание? Кто открыл религию и в каком контексте? В книге "Новая наука" Гай Струмса предлагает инновационный и сильный аргумент в пользу того, что сравнительное изучение религии берет свое начало в ранней современной Европе. Мир, в котором возникла эта новая категория, был отмечен тремя крупными историческими и интеллектуальными явлениями: ростом европейских империй, породившим этнологическое любопытство; Реформацией, навсегда изменившей христианство; и изобретением филологии, дисциплины, преобразовавшей западную интеллектуальную мысль. На этом сложном историческом фоне Строумса проводит нас через жизнь и труды людей, которые пришли к определению слова "религия".
Как смело утверждает Строумса, современное изучение религии, новая наука, стала возможной благодаря диалектическому процессу между католическими и протестантскими учеными. Древняя израильская религия, иудаизм, христианство, ислам, манихейство, зороастризм, священные верования Нового Света, а также Греции, Рима, Индии и Китая составили ту сложную почву, на которой была открыта "религия" - самая современная категория.
* "Пересматривая миф о происхождении изучения религии, Строумса переносит нас из 19 в 17 век и выявляет важнейшие факторы, сделавшие возможным такое исследование: католическое миссионерство в Новом Свете и других странах; протестантская практика текстуальной критики; и, прежде всего, продолжающиеся афтершоки религиозных войн. - Брюс Линкольн

***
В Римской империи философы, христиане и иудеи вели постоянный, плодотворный обмен идеями.
* Как и сама история, история идей остается переопределенной: мы одновременно и греки, и евреи, как утверждал Борхес.

***
/о его The Idea of Semitic Monotheism/
"Это впечатляющее и полезное исследование, которое напоминает библеистам о центральной роли текстов и идей Еврейской Библии в темных сторонах европейской истории и культуры." - Hywel Clifford

***

/М.С. Любопытно о современности: в кризис правыми происходит закономерное сворачивание демократии; потому что в кризис конкуренция обостряется, что подталкивает к консолидации для выживания, когда то не предусмотрено для всех/

До сих пор Израиль всегда настаивал на своей двойной идентичности, как еврейской, так и демократической. Баланс, всегда неустойчивый, между еврейским характером государства, провозглашенным в Декларации независимости, и его демократическим характером, который подразумевает правовое и социальное равенство между всеми гражданами, независимо от пола, религии или этнической идентичности, находится под непосредственной угрозой исчезновения. Голоса, выражающие явное предпочтение еврейскому, а не демократическому государству, становятся все более резкими. Движемся ли мы к теократическому государству?.. https://k-larevue.com/en/a-two-headed-nation/
* Хотя победа националистических и религиозных правых очевидна, факт остается фактом: около половины избирателей не хотели этого. Поражение так называемых «левоцентристов» в основном является результатом отсутствия единства оппозиции, серьезных ошибок в суждениях и, прежде всего, отказа левоцентристов и большинства арабских партий выступить единым фронтом против Нетаньяху и его союзников.
* Еще до конца XIX века сионистское движение не смогло освободиться от некоторых фундаментальных двусмысленностей. Первой из этих двусмысленностей была сама концепция «еврейского государства». Когда в 1896 году, под шоком дела Дрейфуса, Герцль опубликовал свою брошюру Der Judenstaat (буквально: Государство евреев), это было не государство, закон которого был верен талмудическому иудаизму, о котором он мечтал, а государство для евреев, где они могли найти убежище от антисемитизма, бушующего в Европе, как на Западе, так и на Востоке. и выковать новую национальную идентичность путем возведения достойного общества, носителя универсальных ценностей.
* Другая концепция идеи еврейского государства апеллирует к субстантивизированной религиозной идентичности: еврейское государство - это государство, где иудаизм царствует в законе. Но что такое иудаизм? В древности религиозная идентичность и этническая идентичность обычно не отличались друг от друга. В этом смысле еврейская религия отражала традиции предков и верования евреев, а обращение в иудаизм подразумевало принятие быть частью еврейского народа. Хотя это идет вразрез с нашими культурными представлениями, можно показать, что и раннее христианство, и ранний ислам сохранили такой подход к религии как к форме новой этнической идентичности (по крайней мере, в метафорическом смысле).
* Вторая из этих двусмысленностей связана с самим географическим положением этого еврейского государства. Некоторые из сионистских мыслителей и лидеров, особенно из Западной Европы, иногда довольно далеких от религиозных традиций и культуры, выступали за так называемое «территориальное» решение, для которого еврейское государство должно быть создано где угодно и как можно скорее - например, в Уганде. Против такого решения яростно выступали бы другие делегаты сионистских конгрессов, особенно остюденцы, выходцы из общин, которым больше всего угрожало антисемитское насилие, особенно в Российской империи.
Фактически, полемика между теми, кто требует возвращения в Сион, и «территориалистами» с самого начала относится к двум явно различным позициям: первая поддерживает конкретное и немедленное политическое решение; другой, кто выиграет игру, настаивает на мечте о возвращении на родину предков. Эти два отношения можно сравнить с двумя концепциями сионизма. Кто-то настаивает на революции, которую он представляет в современной истории еврейского народа, который должен освободиться, одновременно с господством наций, от цепей религии. Другой, чтобы стереть унижение изгнания, воображает реальное возвращение к истокам, к мифическому прошлому царства Давида: возвращение на святую землю и святой язык как пролог к возрождению вечной религии Израиля, как это вписано в Тору (и в талмудическую традицию); с Храмом в центре. Хотя религиозная версия сионизма долгое время оставалась меньшинством в сионистском движении, светская культура социалистических сионистов не только не смогла стереть его, но даже не смогла противопоставить ему последовательное видение нерелигиозной еврейской истории и идентичности, которое было убедительным для еврейских масс в Европе и в странах ислама. /М.С. Весьма примечательно/
* Историческая специфика евреев заключается в том, что по сложным причинам они сохранили это совпадение между этнической принадлежностью и религией, тогда как оно исчезло почти везде. Ни христиан, ни мусульман не удивило это совпадение, которое они просто считали устаревшим из-за религиозной универсальности, которую предлагали их теологии. В долгое средневековье еврейская этническая идентичность всегда рассматривалась еврейской интеллектуальной традицией как находящаяся в точном соответствии с религиозной идентичностью: ни один еврейский народ без своей Торы, писал Саадия Гаон в девятом веке. На протяжении веков и во всех диаспорах надежда на возвращение на землю Израиля оставалась как религиозной, так и национальной.
* И политическим лидерам, и сионистским мыслителям не удалось разорвать гордиев узел переплетения религии и нации. Именно в этой неудаче нужно видеть глубокую причину неспособности Кнессета сформулировать конституцию - конституцию, отсутствие которой так жестоко ощущается сегодня. Эта неудача проистекает главным образом из того факта, что для членов религиозных партий только Тора в самом широком выражении представляет собой конституцию еврейского народа.
* Одним из самых поразительных успехов сионизма является то, что практически большинство еврейского народа сейчас живет в Израиле, процветающей стране, чей валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в 2021 году составил 52 170 долларов (в том же году во Франции он составлял 43 660 долларов). /М.С. !! - очевидно, за что идет борьба, консолидация?/
** Возрождение иврита, как разговорного языка, так и языка современной культуры, не менее впечатляет. Насколько мне известно, такой лингвистический ренессанс остается уникальным явлением; Ирландцам, например, так и не удалось, несмотря на все их усилия, заменить английский язык ненавистных завоевателей их гэльским языком.
* В 2018 году Кнессет принял основной закон, определяющий Израиль как национальное государство еврейского народа. Этот закон кажется мне особенно нежелательным, ненужным и вредным. Ему сразу же удалось глубоко оскорбить арабских и друзских граждан Израиля, для которых это означает, что они остаются гражданами второго сорта. Можно только надеяться, что, как и многие законы разных стран и веков, этот закон на самом деле останется мертвой буквой. Израильским евреям, включая непрактикующее большинство, не было необходимости идентифицировать себя в первую очередь как евреи, и чтобы Израиль повсюду рассматривался как естественное еврейское государство. (Один из многих примеров: израильский дипломат однажды сказал префекту в провинции Франции: «У нас здесь много ваших людей. Префект, конечно, имел в виду евреев, живущих в большом городе департамента).
* Здесь необходимо подчеркнуть, особенно в обзоре, который определяет себя как европейский, центральное значение на сегодняшний день самого большого и мощного из диаспорических сообществ, Соединенных Штатов (а также Канады). Примерно каждый десятый американский еврей идентифицирует себя как ортодоксальный. Подавляющее большинство американских евреев выражают свою еврейскую идентичность другими способами, либо принадлежа к консервативным или реформистским общинам, либо, очень часто, не чувствуя необходимости в какой-либо религиозной практике. Политически и культурно большинство американских евреев либеральны (и голосуют за демократов). /М.С. В этом тоже есть что-то примечательное, нет? Внутри себя - консолидация, извне - за демократию как самоуправление, полит.выражение эго-центризма/

Бонусом. Из рец. на Sarah Stroumsa (2019), Andalus and Sefarad: On Philosophy and Its History in Islamic Spain
поскольку мусульманская, иудейская и христианская средневековые философии формировались в одном и том же историческом контексте, их необходимо изучать вместе, как переплетение нитей основы и утка единой многоцветной ткани, сотканной на одном ткацком станке.
* Справедливо полагая, что с точки зрения культурного развития вклад христиан был, если исключить медицинское искусство, значительно менее значительным, чем вклад двух других общин Пиренейского полуострова,
* Напоминая нам о том, что философия в средневековом исламе никогда не была оторвана от теологии и права, и что приверженность ученых к этим теологическим школам обычно определялась лучше, чем к философским
* ... полноценные произведения, содержащие последовательные учения /М.С. Средневековая мысль билась в направлении поиска, выработки "правильного" учения для устройства всего?../
* Глава 3 ("Интеллектуальная элита") возвращает нас к философии, показывая на примере Аверроэса, Маймонида и других, насколько схожи были интеллектуальное происхождение, модели, проблемы и стремления философов, независимо от того, были ли они мусульманами или евреями, что иногда приводило к подлинной дружбе, как, например, между Ибн Баджой и еврейским врачом Абу Джафаром Юсуфом Ибн Ḥасдаем.

Сама Сара:
...о
средневековом мире ислама (в котором евреи и христиане также были
активными участниками). Действительно, интеллектуальная история средневекового
исламского мира представляется идеальным примером для подхода этой конференции, а также для динамичного аспекта
этой конференции и динамического аспекта истории религии.
В области богословия и полемики этот динамизм был
изображался метафорой рынка, где одни и те же монеты
переходят из рук в руки. Эта метафора, однако, вводит в заблуждение, поскольку в фис
ной сделке монеты остаются целыми и неизменными (за исключением
обычного износа от постоянного использования). В средневековом интеллектуальном мар-
ке, с другой стороны, идеи и мотивы переходили из одной религиозной или теологической системы в другую.
религиозной или теологической системы в другую, слегка изменяя систему.
в которую они были приняты, и, в процессе, подвергались некоторой
трансформации. https://brill.com/display/book/edcoll/9789004225350/B9789004225350-s010.xml
* Как цветные капли, падающие в водоворот,
новые идеи немедленно уносились потоком, окрашивая
весь водоем, меняя при этом свой собственный цвет.
В стремительном потоке идей, характерном для исламского мира, редко можно проследить аккуратные траектории "влияния".
редко можно проследить аккуратные траектории "влияний" или "воздействий".
которые позволяют нам изолировать источник влияния и точно
измерить силу его воздействия. Более того, когда такие траектории
иногда прослеживаются, это может удовлетворить наше детективное любопытство, но не обязательно выявляет баланс полной картины.
** Приведем лишь один
пример: Средневековые еврейские дискуссии о божественных атрибутах (написанных
10 на иудейско-арабском языке) несут на себе отпечаток средневековой мусульманской мысли.
Они борются с теми же вопросами (такими как антиномии свободы воли или отношения между Богом и Богом).
свободной воли или отношения между сущностью Бога и Его атрибутами),
выраженные в тех же арабских формулах. Правильный анализ доказательств
доказательства, однако, необходимо принять во внимание прямое влияние
доисламской христианской мысли, а также косвенное влияние
этой же христианской мысли, которая, пройдя через мусульманскую мысль,
достигла еврейских мыслителей через мусульманские каналы.

religio

Previous post Next post
Up