Еще по Ростовцеву

Jan 29, 2023 10:52

«Думаю, что всякому мыслящему человеку интересно и нужно, психологически важно, переживая настоящее, углубиться и в прошлое… Политических рецептов прошлое не дает, но сознательно переживает настоящее только тот, кто научился понимать прошлое» (с).

Хотя сам Ростовцев был жертвой Октябрьской революции и очень поддерживал царский режим, весь его подход к древней истории был марксистским. https://dbcs.rutgers.edu/all-scholars/9076-rostovtzeff-michael-mikhail-ivanovich-rostovcev

Его воспитание в среднем классе отразилось в его общем отношении к буржуазии как наиболее прогрессивному социальному элементу просвещенной монархической России.
https://web.archive.org/web/20040225121717/http://members.tripod.com/~Kekrops/Hellenistic_Files/Rostovtzeff.html
/оттуда же со ссылкой на Р./
Долгое время история была в основном политической историей, а историческое повествование сводилось к рассказу о наиболее важных кризисах в политической жизни или к рассказу о войнах и великих полководцах. Но даже греки понимали, что если эти факты, происшествия истории человека в политике и войне, важны, то еще важнее выяснить причины этих происшествий и их связь друг с другом и с другими явлениями жизни сообществ. Стало ясно, что война, несмотря на глубокое впечатление, которое она производит, является лишь одним из этапов жизни человека, причем не самым важным, и что происхождение и ход войн тесно связаны с развитием экономической, социальной и религиозной жизни и цивилизаций34.
* Русская революция удивила Ростовцева. Хотя он мог принять марксистскую идею о том, что классовая война была доминирующим фактором в истории, он не был готов принять доминирование пролетариата над более просвещенной буржуазией, которую он идеализировал в эллинистическом и римском мире и которую он рассматривал как процветающий класс, строящий экономику своего общества и повышающий уровень цивилизации. 40
* Именно на этом фоне он написал "Социально-экономическую историю Римской империи", продолжив тему Гиббонса об упадке и падении. Описывая падение Римской империи, Ростовцев нашел то, что хотел найти. После того, как императоры от Августа до Марка Аврелия, проводя политику урбанизации, построили империю, основанную на успехе городских верхов, возник конфликт между буржуазией и крестьянством. После того, как Северам не удалось урегулировать основные вопросы между классами, конфликт перерос в гражданскую войну, которая нашла свое окончательное выражение в кризисе III века и окончательном распаде империи41.
* /по-видимому, цитируется Р./ Союз италийской буржуазии и италийского пролетариата, возглавляемый амбициозными политиками и военачальниками, привел к краху двух привилегированных римских орденов - сенаторского и эквестрийского, которые вместе образовали класс крупных полуфеодальных землевладельцев и предпринимателей, обязанных своим материальным процветанием эксплуатации ресурсов государства, а своей избирательной властью - их богатству. Активность Августа придала выразительные оттенки победе среднего и низшего классов римских граждан и представляет собой... Средний класс во всех городах империи... составлял экономическую основу государства, и он сознательно развивался императорами... Конституционная монархия Антонинов... опиралась на городской средний класс по всей империи и на самоуправление городов...42
* Он признавал, что цивилизация Римской империи была в основном городской, и в этой городской среде закладывалась основа империи - буржуазия.43 Цивилизованная жизнь была предоставлена городам Италии и важным провинциям империи. Сельские общины, напротив, жили самыми примитивными средствами, какие только были в то время. Им не было предоставлено ни одного из цивилизующих элементов городов, таких как школы, гимназии, библиотеки и тому подобное. Их язык, хотя некоторые и знали греческий или латынь, был в основном языком их территориального наследия. Тем не менее, это был тот класс людей, на который городская буржуазия и армия опирались при поставках сельскохозяйственной продукции и других товаров. 44 Однако они не хотели открывать свои ряды для этого низшего класса. Соответственно, крестьянство всегда находилось вне цивилизации империи и все больше и больше возмущалось городской элитой, "ульями трутней", как называет их Ростовцев, вплоть до третьего века45.
* Деятельность городского среднего класса выродилась в систематическую эксплуатацию трудящихся низших классов... Исключительность буржуазии... не позволяла низшим классам подняться на более высокий уровень и улучшить свое материальное благосостояние... Таким образом, бремя поддержания жизни государства полностью легло на рабочие классы и привело к быстрому снижению их материального благосостояния". 46
* Он определяет буржуазию с экономической точки зрения как класс людей, которые стали успешными в результате собственных усилий или благодаря наследству и достигли определенного уровня благосостояния. Эти люди жили за счет процентов, получаемых от их инвестиций. Главным отличием буржуазии от других классов было то, что они были не профессионалами, ремесленниками или наемными работниками, а инвесторами и работодателями.47 Согласно Ростовцеву, более развитые отрасли античной экономики были созданы этой буржуазией, которая, по сути, была предшественником в реализации античного капитализма, мотивированного прибылью.48
* Буржуазия - это "...средний гражданин... не аристократ по рождению и богатству... Это землевладелец среднего класса, бизнесмен или рантье, обеспеченный, но не чрезвычайно богатый".49 Этот класс идеализируется Ростовцевым в обеих его работах по социальной и экономической истории. Для Рима времен династии Юлиев-Клавдиев они были ведущей экономической и социальной силой, и на этом классе покоилась власть императоров.50 В своей работе SEHHW Ростовцев подчеркивает "стойкий характер" эллинистической буржуазии и сохранение ею греческих культурных черт на благо потомков. "По моему мнению, - писал он, - именно городская буржуазия была главным виновником великой борьбы за свободу, которую вели города [эллинистического мира]... "51.
* Сельские и городские крестьяне нашли возможность для восстания, поскольку они стали больше ассоциироваться с римской армией. Эта армия к третьему веку приобрела не только богатство, но и социальное положение. Этот союз между сельским пролетариатом и военными привел к уничтожению того, что для Ростовцева было самым важным социальным классом третьего века - городской буржуазии.54 Распад империи, таким образом, основывается на внутренней враждебности между прогрессивной буржуазией и более отсталой сельской массой, которая тесно связала себя с армией, в основном набранной из ее рядов. Революция humiliores, в союзе с военными, против honestiores, по сути, социальное возмущение, которое стало результатом сознательной исключительности правящего класса в Риме. Армия третьего века боролась с буржуазией и продолжала свое давление до тех пор, пока социальный престиж элиты не был полностью уничтожен, и она была вынуждена "лечь под ноги полуварварской солдатни".55 Ростовцев рассматривал римскую армию третьего века, основную силу власти в то время, "как классово сознательную массу пролетариев, нападающих на буржуазию".56 То, что в этой революции участвовала основная масса масс, - идея, которая подверглась большой критике. Х. Ласт предлагает противоположное мнение, согласно которому главными движущими силами в борьбе были армия и ее лидеры, а массы занимали более или менее пассивную позицию или в некоторых местах оказывали молчаливую поддержку движению57. Момильяно интерпретирует военную теорию Ростовцева, заявляя, что "красная армия третьего века разрушила Римское государство цезарей, так же как Красная армия двадцатого века разрушила Российское государство царей".58 Хотя доказательства не подтверждают его тезис в отношении падения Рима, Ростовцев, учитывая его личный опыт и восхищение буржуазией, не мог не провести параллель с российским опытом 1917 года.
* Критика А.Х.М. Джонса в адрес SEHRE также упирается в отношение Ростовцева к армии в третьем веке. Он утверждает, что тезис Ростовцева основан в лучшем случае на слабых доказательствах; что армия третьего века набиралась в основном из крестьянства и что они часто безнаказанно нападали на города. Ростовцев не прокомментировал наследственный характер римской армии III века и то, что их набеги разрушали не только города империи, но часто и страну, и само крестьянство.
* На самом деле между армией и крестьянством не было такой классовой солидарности, как постулировал Ростовцев. Армия была профессиональным органом, или, скорее, региональные армии были профессиональными группами, готовыми сражаться за генералов, которые завоевали их расположение, а соперничающие претенденты на империю эксплуатировали ее и подкупали добычей и более высоким жалованием. В результате опустошительных войн и постоянно растущих поборов, необходимых для удовлетворения растущих потребностей армии, буржуазия, конечно, пострадала, но главными жертвами стали крестьяне, как производители продовольствия и владельцы скота, который требовался армии для пайка и транспорта59.
* Момильяно согласен с тем, что образ Ростовцева о римской армии III века и ее сотрудничестве с крестьянством для подрыва власти буржуазии завладел им "вопреки его здравому смыслу", и он не смог интегрировать эту теорию в свою более позднюю интерпретацию.
* Момильяно согласен с тем, что образ римской армии III века и ее сотрудничество с крестьянством для подрыва власти буржуазии завладели Ростовцевым "вопреки его здравому смыслу", и он не смог объединить эту теорию со своей более поздней интерпретацией, которая развивалась после того, как его увлечение Россией ослабло. Падение империи, писал позднее Ростовцев, было вызвано сочетанием постоянной гражданской войны и ожесточенных нападений внешних врагов. Ситуацию усугубляла политика террора и принуждения, которую правительство проводило по отношению к населению, используя в качестве инструмента армию. Таким образом, ключ к разгадке ситуации лежит в гражданской войне, которая спровоцировала и сделала возможными нападения соседних врагов, ослабила силы сопротивления империи и вынудила императоров в обращении с населением постоянно прибегать к методам террора и принуждения, которые постепенно превратились в более или менее логично организованную систему управления. В политике императоров нам не удалось обнаружить какого-либо систематического плана. Это была постепенная уступка стремлениям армии и необходимости поддержания существования империи и сохранения ее единства. 60
* Он утверждает, что буржуазия была фактически ослаблена государственным вмешательством и нападениями варваров так же, как эллинистическая буржуазия была ослаблена римской агрессией.61

* Для Ростовцева эллинистический мир был "потрясающим творением греческого гения и имел далеко идущее влияние на будущее". Это влияние было шикарным в области литературы, искусства, религии, философии, науки и обучения, но оно было значительным также в социальной и экономической сфере "62 .
* ...Далее он рассказывает о нарушении в пятом веке равновесия в Греции между производством и спросом и о том, как она теряла свои рынки сбыта как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции по мере роста новых центров промышленности и сельского хозяйства, особенно во Фракии, Боспорском царстве, Италии и Сицилии.
* Экономический кризис, последовавший за ростом промышленности и сельского хозяйства Делоса и Родоса, а также дополнительные проблемы неурожаев и войн породили в Греции пролетаризацию.
* После примерно столетия интенсивного созидания, своеобразная эволюция политической жизни и определенные политические идеи, присущие греческому уму, положили ранний конец прогрессу почти во всех областях греческой деятельности. Именно эти политические условия, а также непрекращающиеся войны лишили эллинистический мир возможности достичь еще больших успехов. Вину за это не следует возлагать на отдельных людей. Стремление к политической независимости и господству, ревность и тенденция безжалостно подавлять слабых были характерными чертами грека не меньше, чем его неукротимый творческий порыв. Именно эти особенности греческого ума сначала ослабили эллинистический мир, а затем открыли дверь для римского вмешательства и привели к римскому господству. Своим политическим соперничеством и ревностью греки дали римлянам повод для активного вмешательства в их политические дела, и это же соперничество и ревность не позволили им объединиться, чтобы остановить быстрое продвижение захватчиков. Это стало фатальным для Греции.67
* В противоположность теории Ростовцева о греческом намерении эллинизации мы можем сослаться на Питера Грина, который полностью отвергает "пагубный миф" о том, что Александр и его цари-преемники, да и вообще греки четвертого и третьего веков, сознательно стремились принести свою "просвещенную" культуру варварам. Он предполагает, что греко-македонские завоевания были мотивированы эксплуатацией. Он утверждает, что "...распространение эллинизма, когда оно произошло, было скорее случайным, чем сознательным или преднамеренным".69 По мнению Ростовцева, выживание цивилизованного общества зависит от культурной элиты. Снижение влияния этого сегмента общества является основным фактором падения как римского, так и эллинистического мира. Эта идея, "варваризация культуры необразованными массами", по словам Брента Шоу, является характерной чертой западной исторической науки того периода, о котором пишет Ростовцев70 . 70 Ее не разделяют современные историки того периода, и Грин снова является ярким примером. Он прямо заявляет, что македонские солдаты и коммерчески заинтересованные греки, которые "эксплуатировали" народы эллинистических царств, никоим образом не могут считаться культурной элитой.71
* В этой работе Ростовцев снова приписывает буржуазии заслугу за основные достижения эллинистического мира и эллинистических царей. А. Момильяно утверждает, что Ростовцев "по существу прав, полагая, что и эллинизация, и романизация территорий Римской империи стали результатом деятельности городского среднего класса".
* Для Ростовцева в обеих его работах буржуазия была в первую очередь ответственна за достижения эллинистического и римского мира.
** Этот типичный гражданин, для которого Менандр писал свои комедии и которого он и Теофраст в основном изображали в своих произведениях, не является анстократом по рождению и богатству, не является нищим или пролетарием. Он получает доход от своей фермы... от своих коммерческих операций... или от денежного кредитования. Афинский буржуа хорошо обеспечен. Он живет в небольшом комфортабельном доме и владеет одним или двумя домашними рабами.73
* Этот класс также был предан традиционному греческому пантеону богов, строил новые храмы, поддерживал традиционные праздники и игры в честь своих богов и совершал паломничества к панэллинским святыням. 74 Что же произошло в эллинистическом мире, чтобы уничтожить этот класс и, в конечном счете, господство греческого мира? Для Ростовцева ответ заключается, прежде всего, в политической неспособности преемников Александра поддерживать политическое единство или мирное сотрудничество и прочный баланс сил. Эта неспособность привела к постоянным войнам и росту пиратства в IV и III веках до н.э.75 Во-вторых, Ростовцев видит экономический кризис как неразрешимое противоречие между двумя антагонистическими экономическими системами. "...греческой экономической системой, основанной на свободе и частной инициативе, и государственной экономикой Востока, которая контролировалась, направлялась и управлялась.76 Наконец, Ростовцев связывает упадок с "вечной проблемой человеческого общества", растущим неравенством между правителями и управляемыми в эллинистическом мире, буржуазией и рабочим классом или пролетариатом. между городом и страной.77 Не только общий уровень насилия возрос, но и огромная потеря собственности и личных свобод укрепила в сознании грека среднего класса мысль о том, что в любой момент он может стать рабом, финансово разоренным в результате общей тенденции падения эллинистической экономики того периода.
* Состоятельные люди видели, как постепенно уменьшается их собственное состояние, ...из-за разорения и конфискаций во время войн и давления городского правительства, которое требовало от богатых больше, чем они могли позволить себе дать. Очевидно, что они не желали такой же участи для своих сыновей. Афиняне фактически ограничивали число своих детей или не имели их вовсе. Этот эгоизм можно назвать - как и Полибий - отсутствием патриотизма; я предпочитаю, однако, считать его разновидностью озабоченности собственной судьбой и в некоторых случаях отчаяния. Это, конечно, не был чистый эгоизм "78.
* Влияние среднего класса на социальную структуру греческих городов не снимало глубинных проблем бедности низших классов. А демагоги, которых низшие классы голосовали за власть под обещания улучшить их социальные условия, в целом были корыстны. Несмотря на ряд мелких социальных восстаний, крупных попыток социальной революции было на удивление мало. Даже стоические атаки против несправедливости низших классов не вдохновили на социальное восстание. Луиджи Эйнауди предполагает, что философские школы эллинистического периода, вместо того чтобы заниматься практическими вопросами, связанными с социальным неравенством, способствовали поиску "внутреннего мира" и индивидуального совершенства, называемого "мудростью "79 . Эта ситуация сыграла на руку римлянам, которые ясно дали понять, что не потерпят никаких попыток социальных восстаний, которые неуклонно нарастали по всему греческому миру к концу третьего и началу второго веков до н.э. Что в конечном итоге разрушило греческий мир, так это то, что эллинистический мир так и не решил социальные проблемы между правящим меньшинством и трудящимся большинством.
* В основном именно неспособность эллинистического мира найти решение этих проблем, хотя бы приемлемый компромисс, стала причиной его легкого поражения от Рима и включения в состав Римской империи. 80
* Римляне не смогли решить и другие социальные проблемы, унаследованные ими в ходе завоеваний, что в конечном итоге также привело к их падению, хотя Ростовцев ставит в заслугу империи установление политического единства после падения эллинистического мира.

* Ростовцев предложил как историкам, так и неисторикам взгляд на греко-римский мир, который отличался от обычных антикварных политических историй, написанных до девятнадцатого века. Его знания были огромны. Археология, папирология, нумизматика, эпиграфика и памятники - все это служило для просвещения его читателей таким образом, который редко встречался до его времени.

ancient

Previous post Next post
Up