Русская колонизация Америки (освоение Аляски)

Sep 26, 2022 16:31

/Примечательный свежайший материал на Сибирь.Реалии: Марина Аронова https://www.sibreal.org/a/kak-russkie-s-indeytsami-za-alyasku-voevali/31474472.html /



Во второй половине XVIII века русские первыми из европейцев начали освоение Северо-Западного побережья Америки.

Алеуты и эскимосы подчинились колонизаторам. Но далеко не все коренные народы этих мест были согласны жить по навязанным правилам.
Продвигаясь на юг вдоль побережья Аляски, русские постепенно приближались к землям тлинкитов, одному из самых могущественных индейских племен.

"Злее самых хищных зверей", "кровожаждущие варвары", "народ убийственный и злой" - так характеризовали тлинкитов русские первопроходцы, - рассказывает Александр Зорин, кандидат исторических наук, главный хранитель Курского государственного областного музея археологии.

Суровые условия жизни закалили тлинкитов и сделали их грозными воинами. Индейские кланы часто враждовали между собой, поэтому каждого мужчину готовили к сражениям с раннего детства.

- Уже с трехлетнего возраста мальчиков приучали каждый день купаться в море, вне зависимости от погоды и времени года. После купания устраивались публичные порки розгами, чтобы научить стойко переносить физическую боль. Подрастая, будущие воины совершенствовались в мастерстве владения оружием, осваивали навыки сражения в доспехах. А доспехи у них были просто отличные. Кожаные рубахи из шкур морского льва, лося или карибу, кирасы из деревянных плашек, многослойные боевые плащи - все это надежно защищало тело тлинкитских воинов ото всех известных им видов оружия, - продолжает рассказ Зорин. - Чтобы навести ужас на врагов, поверх меховых шапок тлинкиты надевали шлемы с изображением грозных лиц людей или морд животных. Легко представить, какое устрашающее впечатление эти воины произвели на европейцев, не ожидавших увидеть ничего подобного.

На Аляске русских насчитывалось совсем немного, в разы больше было эскимосов и алеутов.

- Их участие в промысловых экспедициях под руководством русских промышленников, как правило, не было добровольным. Селения кадьякцев и алеутов обязаны были выставлять определенное количество охотников. А оплата за их труд была довольно нерегулярная и чисто символическая. Поэтому у них не было большого желания жертвовать собой ради русских. К тому же эскимосы и алеуты и не могли оказать серьезного сопротивления индейцам - их вооружение уступало тлинкитскому. Огнестрельное оружие русские доверяли туземным союзникам лишь в исключительных случаях, и они сражались тем же оружием, что и на промысле - копьеметалками, гарпунами и луками, - поясняет Зорин.

- Превосходства в вооружении не было и у русских на Аляске. К началу первых масштабных столкновений с колонизаторами тлинкиты уже освоили ружья и даже пушки. Причем ружья, которые они покупали у английских и американских торговцев, превосходили российские по качеству. У партий промысловиков же не было и надежной защиты: если у них и были кольчуги, то совсем немного. А любое серьезное ранение могло стоить жизни. "Лечимся мы здесь, как Бог послал, а кто получит опасную рану или такую, которая требует операции, тот должен умереть", - признавался будущий правитель Аляски Александр Баранов.

Тлинкиты были грозными противниками еще и благодаря эффективной тактике боя. Подобно викингам, они могли неожиданно нагрянуть по морю: флотилии из нескольких десятков каноэ преодолевали за сутки до 300 верст. Скрытно подплыв к селению врага, индейцы нападали на рассвете, убивали и скальпировали большинство мужчин, обращали в рабство тех, кто уцелел, брали в плен женщин и детей, а потом сжигали все постройки дотла.

Из книги Юрия Лисянского "Путешествие вокруг света на корабле "Нева":
"Со своими пленниками они поступают жестоко: предают их мучительной смерти … В этом бесчеловечном деле участвуют самые престарелые люди и дети. Один режет тело попавшего в плен, другой рвет или жжет, третий рубит руку, ногу или сдирает волосы. Последнее делается как с мертвыми, так и с измученными пленниками и совершается шаманами, которые сперва обрезывают вокруг черепа кожу, а потом, взяв за волосы, сдергивают ее. После этого головы несчастных жертв отрубаются и бросаются на поле или выставляются напоказ".

В ночь на 21 июня отряд индейцев напал на лагерь Баранова в свое излюбленное время - "в самую глубокую ночь перед зарею". Караульные не успели поднять тревогу - они не заметили врага, пока тот не подобрался вплотную.

Из письма Баранова Шелихову от 24 июля 1793 г.:
"Долго мы стреляли из ружей без успеха, ибо одеты они были в три и четыре ряда деревянными и плетенными куяками (доспехами. - Прим. С.Р.) и сверху еще прикрывались лосиными претолстыми плащами, а на головах со изображением лиц разных чудовищ претолстыя шишаки (шлемы. - Прим. С.Р.), коих никаких ни пули ни картечи наши непробивали и они подлинно в темноте страшнее самых адских чертей нам казались".

Если бы не фальконет (мелкокалиберная пушка. - Прим. С.Р.), из которого стрелял Баранов, лагерю едва ли удалось бы устоять, - рассказывает Зорин.

- Первое же столкновение показало русским, что они имеют дело с серьезным противником. Тлинкиты нападали не беспорядочной толпой, а стройными рядами, четко подчиняясь приказам вождя. Несколько часов выдерживали не только ружейный, но даже артиллерийский огонь. А их доспехи оказались эффективны от европейского оружия, - говорит Андрей Гринев, доктор исторических наук, профессор кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

- Сам Баранов с тех самых пор и до конца своего пребывания в Америке всегда носил под одеждой стальную кольчугу. Но, похоже, обеспечить ими всех поголовно не удалось - не собрали нужного количества. Упоминаний о массовом использовании кольчуг так и не появилось, - уточняет Зорин.

Нападение индейцев не изменило планы Баранова продвинуться вдоль побережья Аляски дальше к югу, в страну тлинкитов. Уже в следующем 1793 году он послал к заливу Якутат первую промысловую партию. И хотя экспедиция завершилась успешно, найти общий язык с тлинкитами первопроходцы не смогли. Индейцев раздражало, что русские истребляют каланов на их охотничьих угодьях, а еще больше то, что они привели с собой заклятых врагов - эскимосов-чугачей. Даже внешний вид этих эскимосов вызывал у индейцев отвращение: их мужчины носили втулки в прорези под нижней губой, совсем как тлинкитские женщины.

- То, что тлинкитские вожди принимали российские гербы, Баранов расценивал как знак повиновения России. Предполагалось, что тлинкиты будут демонстрировать их экипажам иностранных судов "с внушением о верноподданнических к Российской державе обязанностях", - говорит Гринев. - Однако иллюзии относительно того, что тлинкиты добровольно стали подданными России, быстро рассеялись. Индейцы воспринимали ситуацию иначе. Подаренные гербы они считали, по-видимому, родовыми тотемами русских или дорогими украшениями. И то, что вожди их принимали, совершенно не означало, что теперь они стали поданными какой-то абсолютно не известной им Российской империи. Ни один свободный человек, по пониманию индейцев, не мог добровольно расстаться со своей независимостью, согласиться стать рабом.

Добрососедские отношения с пришельцами сыграли с ситхинскими тлинкитами злую шутку - над ними начали надсмехаться гости из других кланов, называя рабами русских. Приезжие не упускали ни одного повода для конфликтов, постоянно затевали ссоры. Так, когда Баранов послал к индейским вождям свою толмачку с приглашением прибыть на праздник в крепость, приезжие тлинкиты ограбили ее и избили.

- В этой ситуации ярче всего проявился характер Баранова. Взяв с собой всего 22 человек и два фальконета, он отправился в селение тлинкитов, где было около 300 хорошо вооруженных воинов, - продолжает рассказ Гринев. - Сделав пару демонстративных залпов, Баранов собрал вождей и заставил виновных принести извинения. За примирением последовал обмен подарками и заверения в дружбе. Этот поступок очень высоко поднял авторитет Баранова среди индейцев.

Баранов проводил политику "мирного сосуществования" и требовал того же от подчиненных. Покидая Ситху, он назначил начальником Михайловской крепости Василия Медведникова, оставив ему наставление: "При нынешних наших малочисленных обстоятельствах удаляться и избегать должно и сносить терпеливо маловажные досады, от грубости и невежества народов (тлинкитов. - Прим. С.Р.) происходящие. Ни малейшей вещи от них без торгу, а колми паче без заплаты брать, или присваивать всемерно удерживаться и не кому не позволять. Рекомендую еще в дополнение тойонов приемом отличать, и когда что случиться, кормить, судя, что занятие нами мест их требует и от нашей стороны немалой благодарности".

- Тлинкиты формально стали российскими подданными и оставались самым "восточным" народом России до 1867 года. Однако Баранов отлично понимал, насколько опасно для немногочисленной кучки русских испортить отношения с местными жителями, особенно учитывая, что европейского оружия у тлинкитов с каждым годом становилось все больше, - поясняет Гринев. - РАК строго запрещала продавать индейцам оружие из соображений безопасности. Но английские и американские купцы продолжали снабжать их ружьями и даже пушками в обмен на ценный мех, добываемый на землях, вошедших в состав Российской империи.

На местах политики "мирного сосуществования" придерживались далеко не так последовательно, как требовал Баранов. Русские относились к индейцам свысока, а подчиненные им эскимосы и алеуты грабили тлинкитские захоронения, без разрешения забирали запасы вяленой рыбы, заготовленной на зиму. Недаром даже директор Российско-американской компании Кирилл Хлебников отзывался о своих подчиненных как о людях, лишенных "правил чести и доброй нравственности". Но больше всего индейцев не устраивало варварское истребление каланов в исконно тлинкитских водах.

- Русские лишь изредка покупали у индейцев драгоценные меха. Они предпочитали добывать каланов сами, посылая за ними партии охотников и основывая в районах промысла укрепленные поселения, - рассказывает Зорин. - У английских и американских торговцев такой возможности не было, поэтому они приходили к берегам страны тлинкитов и закупали пушнину в обмен на оружие, ткани, спиртное. Объем этой торговли постоянное рос, и индейцам требовалось все больше и больше мехов. А хищнический промысел Российско-американской компании лишал их главного товара. Экипажи иностранных судов еще больше подливали масла в огонь: они предупреждали индейцев, что перестанут приходить, как только у них закончатся шкуры каланов на продажу. Так, американский капитан Уильям Каннингем прямо заявлял, что прекратит торговлю, если тлинкиты не уничтожат русскую крепость на Ситхе. Русские же предложить аналогичные товары не могли - им самим не хватало вещей европейского производства.

Общее недовольство политикой пришельцев породило беспрецедентный союз: даже враждовавшие между собой роды и кланы объединились, чтобы изгнать русских с родной земли.

Из книги "Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним":
"Обхождение Русских в Ситке не могло подать Колюжам доброго о них мнения, ибо промышленные начали отнимать у них девок и делать им другие оскорбления. Соседственные Колюжи укоряли Ситкинских в том, что они попущают малому числу Русских властвовать над собою … Они советовали истребить промышленных и обещали дать нужную для того помощь".

Зимой 1802 года состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны. Поводом стало то, что в 1801 году русские убили одного из местных вождей, его жену и детей, а племянника другого вождя заковали в кандалы за незначительный проступок с его стороны. Был разработан четкий план военных действий.

Восстание 1802 года стало крупнейшим за всю историю Русской Америки. Первой нападению тлинкитов подверглась промысловая партия под начальством Ивана Кускова, в которую входило более 900 туземных охотников и около десятка русских. Индейцы атаковали партию 19 мая 1802 года, но быстро уничтожить ее не удалось. После нескольких схваток было заключено перемирие.

Следующий удар был направлен на Михайловскую крепость на Ситхе.

- Русское поселение не было готово к нападению. В стенах крепости оставалось не более половины гарнизона - остальные были на промысле, - продолжает рассказ Зорин. - Индейцы атаковали одновременно с двух направлений - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Воины в устрашающих шлемах издавали "страшный рев и шум в подражании тех зверей, коих личины на себе имели, с одной целию, чтобы вселить более страха и ужаса".

Больше тысячи индейцев под командованием Скаутлелта подступили к стенам. Защитники крепости укрылись в казарме. Нападающие окружили здание и открыли огонь по окнам. Русские пытались отстреливаться, но их было слишком мало.

- Когда нападающие вышибли дверь, защитники казармы дали по ним залп из пушки и ненадолго отбросили противника. Но закрепить успех было нечем: оружейные снаряды хранились на втором этаже, а попасть туда можно было только по внешней лестнице, уже занятой индейцами, - говорит Зорин. - Тлинкиты подожгли кровлю здания и вскоре пламя охватило весь блокгауз. Все защитники крепости были перебиты, строения сожжены дотла, селение разграблено, а уцелевшие женщины и дети взяты в плен.

Из воспоминаний попавшей в плен алеутки Екатерины Лебедевой:
"Когда чрезвычайно усилился огонь тогда руские бросались сверху на землю... коих колоши подхватывали на копья и кололи, - видно толко было, что всех на улице кололи, строение жгли, имущество компанейское и промысел бобровый, как и нас ... делили по себе".

- В целом летом 1802 года компания потеряла убитыми 203 человека. Масштаб потерь становится понятнее, если учитывать, что в те годы в Русской Америке насчитывалось всего лишь около 350-450 русских, - говорит Зорин. - Граница российских владений отодвинулись на север до Якутата. Были потеряны богатейшие промысловые угодья, дававшие тысячи шкур калана за один сезон. Колонизация Америки резко затормозилось, а русский престиж в глазах аборигенов был серьезно подорван.

***
/Ответка/

Сдать свою крепость тлинкиты отказывались, и 1 октября 1804 года Баранов решил взять ее штурмом.

- Индейцы отстреливались из ружей и фальконетов, но не могли сдержать напора атакующих. Штурм закончился бы успехом, если бы в ходе битвы внезапно не произошел перелом. Сначала кадьякцы и алеуты, а вслед за ними и некоторые русские не выдержали шквального огня и обратились в бегство. Тлинкиты тут же устроили вылазку, чтобы закрепить успех. Положение спас Лисянский: он приказал открыть огонь из судовых орудий, прикрывая отступление. Это вынудило тлинкитов прекратить преследование и вернуться под защиту крепостных стен, - продолжает рассказ Зорин. - Тлинкитские предания сохранили память о подвиге, совершенном в этом бою самим Катлианом. Вооружившись кузнечным молотом, он с несколькими воинами прошел по дну неглубокой речки и внезапно обрушился на врага с тыла. Возможно, именно этот неожиданный маневр и породил панику среди осаждавших - в сумерках они могли решить, что к ним подобрались крупные силы неприятеля.

***
У индейцев были и другие, не менее веские, основания, чтобы попытаться избавиться от русских. Тлинкитов возмущало, что им так и не заплатили за землю под поселение, хотя Баранов обещал это сделать. Их оскорбляло грубое и пренебрежительное отношение со стороны пришельцев. Работники из числа индейцев не получали плату за свой труд. Скучающие поселенцы порой захватывали индейских женщин, а когда надоедят, отсылали их обратно к мужьям. И даже попытки русских "причинить добро" имели обратный эффект. На острове Кадьяк была открыта школа для обучения индейских детей, где в свободное время учеников привлекали к несложным работам. Индейцы воспринимали такую благотворительность как рабство.

***
Самый тяжелый удар тлинкиты получили не от русских, а от оспы, когда осенью 1835 года она появилась в индейском селении вблизи Ново-Архангельска. За несколько месяцев болезнь унесла жизни около трети тлинкитов Аляски. Умерших было так много, что их не успевали хоронить.

- Большие людские потери ослабили индейцев, им стало сложнее оказывать сопротивление колонизаторам, - поясняет Гринев. - А главное, к лучшему изменилось и само отношение к русским: во время эпидемии они проводили вакцинацию и помогали справиться с болезнью, в то время как индейские шаманы оказались бессильны перед оспой.

***
В принятой по этому поводу декларации /убрать установленный в 1989 году в городе Ситка памятник Александру Баранову - прим./ говорится, что, хотя Баранов и оставил "неизгладимый отпечаток" в истории Ситки, но при этом руководил порабощением, убийствами и грабежами коренного населения Аляски. "Насилие, которое он совершал, стало исторической травмой коренного населения и до сих пор причиняет боль его представителям". Лишь церемония официального примирения помогла "унять боль" тлинкитов и подвела черту под историей давней вражды.

АСП

Previous post Next post
Up